На крыльях мечты
Российский интерактивный проект Imagination Machine, демонстрирующий технологию, которая позволяет человеку управлять рукотворным механизмом, получил сразу три награды престижного фестиваля рекламы «Каннские львы». Правда, пока что воображением можно воздействовать только на игрушечный самолетик – в рамках рекламной кампании S7 Airlines.
Материальна ли мысль? За столетия по этому поводу сломали целые арсеналы философских копий и сочинили кубометры томов. А тем временем несбыточная мечта человечества научиться управлять рукотворными механизмами, воздействуя на них мысленно, в конце концов получила путёвку в жизнь и доказала свою состоятельность на практике.
Улететь на край света на крыльях мечты мог попробовать любой желающий в рамках проекта Imagination Machine, который в апреле 2015 года представила широкой публике компания S7 Airlines. Надо было задумать город своей мечты и после калибровки оборудования представить его себе, удерживая концентрацию мысли на этом образе около минуты. От того, насколько точно и ярко человек держал в голове эту мысль, зависела точность перелёта в заданную точку виртуального самолёта на интерактивном глобусе.
В отличие от небезызвестной эвристической машины, продемонстрированной высокой научной комиссии изобретателем Машкиным в «Сказке о тройке» братьев Стругацких, здесь всё было построено на передовых медицинских технологиях. В основе проекта – метод
компьютерной энцефалографии, используемый для диагностики заболеваний, связанных с головным мозгом. Датчики, закрепленные на голове испытуемого, считывают электрические сигналы, которые генерирует мозг. На время виртуального полёта электрические импульсы мозга используются для наведения системы на заданную цель.
Мне и моему коллеге Дмитрию Зыкову удалось принять участие в эксперименте – и мы оба смогли привести свои воображаемые самолёты на задуманные аэродромы. Но это оказалось делом непростым – для освоения даже такой простейшей одноканальной системы компьютерного управления посредством мысли потребовалась невероятная концентрация. Если бы система предполагала более разнообразное управление с поворотами и регулированием скорости, без специальной тренировки, скорее всего, это не удалось бы.
Подобные системы открывают широкие возможности в медицине. Системы, позволяющие применять прямое мозговое управление, могут помочь, например, при реабилитации людей после тяжелого инсульта. По крайней мере, у них появится шанс наладить двустороннее общение с внешним миром или освоить самостоятельное управление электрической инвалидной коляской.
А я получил реальный билет и слетал на Камчатку, точно в соответствии с гениальным предвидением Николая Егоровича Жуковского – «опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума». Рассказ об этом путешествии появится в одном из ближайших номеров журнала «Наука и жизнь». Мой коллега Дмитрий Зыков осенью собирается на Байкал - он благополучно посадил свой виртуальный самолёт в Иркутске.
Фото автора