Среди библиотек, получивших поддержку наших читателей – библиотека в селе Венгерово Новосибирской области.
«Добрый день! Журнал "Наука и жизнь" получили. Большое спасибо. У наших читателей ваш журнал пользовался большим спросом, но в связи с финансовыми трудностями мы прекратили его подписку. С уважением, директор Венгеровской центральной библиотеки Фоменко Т. Е.»
Из истории библиотеки:
В Венгеровском районе печатное слово появилось давно: при подворной описи 1890 г. (данный взяты из архива местного краеведа П.М. Пономаренко) в 3 546 крестьянских дворах было 1 765 книг, т.е. по одной книге на два двора. Из них 62.2% - книги церковные, 37.8 – гражданские. Образованные люди села (купцы, чиновники, духовенство) имели личные библиотеки, выписывали периодические издания – журналы: «Северный вестник», «Вестник Европы», «Неделя», «Русская мысль», «Вестник воспитания и обучения», газеты: «Сибирский вестник», «Сельская жизнь», «Минута».
В 1920 г. в с. Спасском (ныне Венгерово) были конфискованы библиотеки торгующего крестьянина Михаила Шипицина и купца Ефима Семенова. Конфискованные книги стали основой фонда народной библиотеки, от которой ведет свою историю Венгеровская районная библиотека.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›
В отделе архивной службы Венгеровского района имеется запись о том, что в 1926 г. в селе Спасском была одна изба-читальня и одна библиотека. В 1931 г. на территории Венгеровского района работало 17 изб-читален и 2 общественные библиотеки. П. М. Пономаренко приводит любопытные сведения о том, как в 1930-е годы проверялась идеологическая пригодность книг, конфискованных у буржуазии села. Партийные работники и комсомольские активисты перелистывали книги в библиотеке и, если попадались картинки с изображением людей в погонах, эполетах, а также в одеждах священников, то их откладывали, как негодные для чтения. Только благодаря тому, что этих книг было много – около 4-х тысяч томов, не подверглись изъятию произведения М.Лермонтова, А.Пушкина, Л.Толстова, имевшие подобные иллюстрации.
На 1 января 1940 г. в Венгеровском районе работало уже 26 изб-читален и 3 массовые библиотеки с книжным фондом 13,1 тыс. экземпляров. В годы Великой Отечественной войны в селе проживало много ссыльных и эвакуированных из западных областей России. Старожилы вспоминают, что большинство из них засиживались в библиотеке до самого закрытия, а иногда даже просили библиотекаря задержаться.
В 1940-50 годы Венгеровская районная библиотека по мере своих возможностей удовлетворяла запросы читателей. Хотя условия, в которых работали наши коллеги в те годы, были далеко не лучшими. Читатели военных лет помнят темное, низкое здание библиотеки.
В конце 1950-х и в 1960-е годы библиотека располагалась в небольшом домике по ул. Чапаева. Отапливалось помещение с помощью печки, библиотекари сами ездили на заготовку дров. Тем не менее, зимой в здании было так холодно, что замерзали чернила в чернильницах.
Штат районной библиотеки до 1978 г. состоял из 4-х человек: заведующая, библиотекарь читального зала, библиотекарь абонемента, библиотекарь передвижного фонда. Зарплата работника составляла тогда 47 рублей.
Библиотекари 1950-60-х годов отмечают, что читатели (особенно дети и молодежь) гораздо активнее, чем сейчас, интересовались книгой. Читали журналы по технике и приключенческую литературу, книги советских писателей и зарубежную классику.
Старейшая читательница библиотеки Нинель Петровна Пономаренко вспоминает, что в одной семье родители назвали своих детей Роберт и Мери, в честь героев книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта».