Рудольфу Свореню – 90
По образованию – радиоинженер, по профессии – журналист, по рождению, по духу и до мозга костей – одессит. Что тут скажешь?! «О!!! – сказали мы по-английски» (супер-любимое его выражение).
Дорогой Рудольф Анатольевич!
Когда-то Вы работали в журнале «Радио», и Ваши «радио»-материалы стократно умножили отечественную армию радиолюбителей. А с 1956 года Вы – элемент «Науки и жизни», и тут Ваше «золотое» перо (точнее, конечно, перья: авторское и редакторское) увлекло за собой на орбиты простых этих слов – «НАУКА» и «ЖИЗНЬ» – широкие народные массы. Достаточно будет сказать, что вслед за Вашими публикациями «Европа рядом» недалёкость и заоблачность соседей оценили… многие автолюбители.
С тех пор, как в нашем журнале был опубликован материал «Термояд, сквозь тернии к звёздам» («Наука и жизнь» №№ 8 и 9, 2001 г.), который мы выбрали из миллиона написанных Вами статей, чтобы представить Вас – выдающегося отечественного журналиста – тем, кто, как говорится, по возрасту «не дотянул», – прошло… каких-то 16 лет. Не устарел ли сей материал, спросят, возможно, некоторые? Чтобы получить ответ, достаточно прочесть.
Обнимаем тебя, Рудольф, и сердечно поздравляем – далёкого (потому что улетел когда-то на другой край света лечить сердце) и очень близкого нам человека!
Здоровья! Ещё раз здоровья и творческого горения, Рудольф Анатольевич! Так держать!!!
Ваша «Наука и жизнь»
Слово Рудольфу Свореню:
Жить, всякий знает, можно по-разному. Можно проводить свои дни беспечно, беззаботно, не думая о завтрашнем: что есть, то съел, не хватит - займем, день прошел и прекрасно. Эта стратегия не раз была представлена в художественной литературе, например, в известной басне "Стрекоза и муравей".
Можно жить и по-другому: полностью пожертвовать быстроубегающим нынешним деньком, все отдать подготовке к дню грядущему. И эту стратегию обрисовало нам писательское перо - вспомните припрятанные на черный день плюшкинские сухари.
В малых масштабах, в жизни отдельного человека, семьи, подобные крайности встретишь редко - люди в основном живут сегодняшним днем, но какую-то часть времени, сил, средств вкладывают в свое завтра. Тратят годы на образование, варят на зиму варенье, зарабатывают пенсию, заводят сберкнижку. Но вот что удивительно - большие общественные структуры, целые страны и даже, бывает, все человечество целиком уходят в текущие свои дела, к будущему относятся беспечно, в стиле стрекозы из басни Крылова. Посмотрите, с какой легкостью мы кромсаем природу, не задумываясь о том, что дело вот-вот дойдет до непоправимого. С удивительной беспечностью мы наполняем мир многообразием новых химических соединений, не думая о том, как они состыкуются с тонкими химическими машинами живой природы и во что могут превратить род человеческий. Обратите внимание, наконец, на то, с каким азартом мы черпаем из недр нефть, каждый раз подбадривая себя порцией оптимизма: "Ученые уверены, что нефти еще много, вполне хватит на 30 лет... Какое там на тридцать, по новейшим прогнозам, на сорок... Даже на пятьдесят - ура!.."
Но забываем, что период становления новой энергетики не менее 50 лет, так что мы уже опоздали...
Нельзя, конечно, сказать, что человечество совсем уже беспечно относится к вопросам энергетики в целом. Нет, нет - кое-что все же делается, чтобы иметь энергетическую подмену к моменту, когда на индикаторе мирового бензобака стрелка упадет до нуля. Но делается, как считают специалисты, намного меньше, чем можно было бы. И уж наверняка меньше, чем нужно.
Во всяком случае сегодня мировое сообщество тратит на подготовку к неотвратимо надвигающейся энергетической зиме в тысячи раз меньше средств, чем на совершенно пустое, бессмысленное дело - на вооружение. На то, чтобы народы, жители единого дома могли пугать друг друга, напоминая детей, которые играют в войну и еще ничего не знают о проблемах взрослой жизни.