№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Фестиваль Пятницы в Пушкинском с ScienceMe. Пятничные диалоги у шедевров

Пушкинский музей хранит шедевры выдающихся мастеров, хорошо известные любителям искусства. Зрители, как и исследователи, пытаются интерпретировать произведения. Обращаясь к историческим и религиозным текстам, к художественной литературе, они воссоздают контексты и стараются понять значения и символику картин. Однако с течением времени классические произведения порой обретают новые смыслы. Новая эпоха меняет эстетическое восприятие и формирует иной взгляд.

В рамках программы «Пятницы в Пушкинском» слушатели имеют возможность переосмыслить классические сюжеты. У известных и весьма непростых для понимания картин встретятся специалисты в области философии, классического и современного искусства. В дискуссиях столкнутся концепции и идеи, эпохи и ценности, и мы постараемся понять, почему классика волнует нас так же, как людей, для которых она была современным искусством, и что она может рассказать нам о дне сегодняшнем. Специалисты будут говорить о традиции и современности, эволюции нашего восприятия и роли искусства в разные исторические периоды. 

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

11 октября 18:00

Итальянский дворик 

Сандро Боттичелли

Благовещение.1495–1498 

Благовещение – распространенный сюжет в западной культуре, в том числе, в живописи. Картина Боттичелли свидетельствует об интеллектуальной традиции Ренессанса, – эпохе, к которой принадлежал мастер. В ней выражена метафизическая позиция автора и его видение человека. «Благовещение» демонстрирует сущностные черты ренессансной культуры, которые сохраняются и в современном искусстве. Во время дискуссии мы поговорим о культурной традиции, актуализации классики и попробуем взглянуть на творчество великого мастера с позиции современного зрителя. 

Участники дискуссии:

Алексей Расторгуев – кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, медиевист; 

Константин Дудаков-Кашуро – кандидат культурологии, доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент кафедры кино и современного искусства Высшей школы художественных практик и музейных технологий РГГУ, специалист по искусству и литературе немецкого и итальянского авангарда, автор исследований и выставок по истории раннесоветской шумовой культуры, куратор, сотрудник «Музыкальной лаборатории». 

Регистрация: https://scienceme.timepad.ru/event/1070374/

25 октября 18:00

Итальянский дворик 

Петер Пауль Рубенс

Вакханалия. Около 1615 

Вакхическая тематика одна из важных тем в творчестве Рубенса. Бога виноделия Вакха и его свиту художник изображает посредством чувственных, подчеркнуто телесных образов. Обращение к античной тематике во многом связано с историческими обстоятельствами. Во Фландрии, на родине Рубенса, было распространено влияние итальянской культуры Возрождения, что не могло не коснуться сферы художественного творчества. Представители так называемой антверпенской художественной школы, к которым относился и сам Рубенс, ездили в Италию учиться живописи и знакомиться с художественной традицией. Этому способствовали и экономические обстоятельства – итальянские предприниматели активно интегрировались в антверпенский рынок, что влекло за собой тесное взаимодействие творческих элит. Не только итальянское влияние, но и нарастающая барочность в разных явлениях культуры отразилась в характере живописи Рубенса. Картина «Вакханалия» дает ключ для понимания корней современной культуры телесности, чувственности и материи. Каким образом можно интерпретировать этот популярный античный сюжет в наше время?

 Участники дискуссии:

Кирилл Светляков – кандидат искусствоведения, заведующий отделом Новейших течений в Третьяковской галереи, лауреат премии имени Сергея Курёхина; 

Владимир Мартынов – историк и теоретик музыки, композитор, автор музыки для кино и театра, автор курса лекций «Музыкальная антропология» в МГУ им. М.В.Ломоносова. 

Регистрация: https://scienceme.timepad.ru/event/1083392/

8 ноября 18:00

Зал Микеланджело (№ 29) 

Рембрандт Харменсван Рейн

Изгнание торгующих из храма. 1626 

В картине Рембрандта «Изгнание торгующих из храма» зрителей поражает ярость, отраженная на лицах героев. Рембрандт вводит гротеск и грубость в композицию на библейский сюжет. Несмотря на минувшие столетия со дня написания этого произведения, его сюжет и исполнение чрезвычайно актуальны. В сегодняшнем мире религия остается важной частью общественной жизни, она трансформируется под влиянием новых тенденций и кризисов, однако основные проблемы остаются теми же. Диалог поможет разобраться в том, какое значение для Рембрандта и его современников имел этот сюжет, и как мы сегодня способны его анализировать. 

Участники дискуссии:

Степан Ванеян – доктор искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова; 

Стас Шурипа – художник, куратор, преподаватель Института проблем современного искусства. 

Регистрация: https://scienceme.timepad.ru/event/1083401/

22 ноября 18:00

Зал Микеланджело (№29) 

Пьер Огюст Ренуар

Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 

Ренуара называют художником праздника, поскольку он умел тонко передавать действительность в ее живости, легкости и пестроте. А Париж, в котором он долго работал, был благоприятным фоном для подобной живописи, – в этом городе кипела жизнь. У художника было особенное отношение к натуре и в частности – к теме женской красоты. Жанна Самари была героиней многих его работ, а ее знаменитый портрет кисти мастера считается одной из самых выдающихся импрессионистских картин. Удивительная открытость и лиричность этой работы всегда вызывают симпатию зрителя и дают повод к разговору о живописи как таковой.

Участники дискуссии:

Нина Геташвили – кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории искусства Российской академии живописи, ваяния и зодчества, доцент кафедры мирового искусства РГГУ, доцент Колледжа философии, теологии и истории Святого Фомы Аквинского в Москве; 

Анатолий Осмоловский – художник, теоретик, куратор, представитель Московского акционизма, лауреат «Премии Кандинского». 

Регистрация: https://scienceme.timepad.ru/event/1083406/


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее