№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В Государственном музее Востока открылась выставка «Идущий к звёздам»

К знаменательной дате — 60-летие полета человека в космос, — в музее Востока открылась выставка художника Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905-1993).

Часть картин Бориса Алексеевича относится к двадцатым годам прошлого века, когда мысль о том, что человек окажется за пределами Земли, представлялась недостижимой фантазией. Но, как считают организаторы выставки, физическое освоение космоса было бы невозможно без его философского осмысления и художественных прозрений. Смелые фантазии создавали почву для серьезных научных разработок.

Беспредельность. 1979
Созвучие. 1990

«Нужно научиться мечтам – этим высшим росткам мысли. Дерзнём! Не убоимся мечтать в высоте», – призывал Николай Константинович Рерих, знаменитый художник и великий мыслитель. Убеждённость Рериха в том, что многие из открытий учёных «в основе своей имеют не только расчёт, но именно высокую жизненную мечту», находит лучшее подтверждение в судьбе К.Э. Циолковского. Константин Эдуардович неоднократно подчёркивал, что разработанные им ракеты и скафандры – лишь вспомогательные технические средства воплощения идей космической философии, которую он развивал всю свою жизнь и посвятил ей множество философских работ. Его технические разработки и вдохновляющие идеи с успехом использовали конструкторы ракетно-космических систем С.П. Королёв, В.П. Глушко, М.К. Тихонравов и принесли ему  славу «отца» космонавтики. 

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий тоже относится к числу пионеров художественного освоения космоса. Он родился в 1905 году, в Петербурге, в 1926 году окончил Московский инженерно-экономический институт. Переломным моментом стала его встреча в 1922 году с художником Петром Петровичем Фатеевым. Осенью 1923 года работы Смирнова-Русецкого и Фатеева экспонировались на «Выставке пяти» в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина). Эта выставку можно считать началом формирования   группы «Амаравелла» – художественного объединения первых в России художников-космистов. Позднее в неё вошли Анатолий Францевич Микули, Александр Павлович Сардан, Вера Николаевна Пшесецкая (сценический псевдоним – Руна), Сергей Иванович Шиголев, Виктор Тихонович Черноволенко. Название «Амаравелла» – не имеет однозначного перевода. Сами космисты расшифровывали его как «несущий свет», «творческая энергия». (Подробнее о судьбе группы «Амаравелла» см. «Наука и жизнь» № 11, 1992 г.)

Все члены «Амаравеллы» увлекались астрономией.  Группа вписывается в контекст исканий «русского космизма», представителями которого были Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Созданное «Амаравеллой» — живописная параллель к их исканиям.

На выставке представлено 19 картин Б.А. Смирнова-Русецкого, большинство из которых относятся к циклу «Космос». Эти работы величественны и лиричны одновременно. Они создают ощущение торжественности и внутренней гармонии.

А название выставки «Идущий к звёздам» – это дань и космонавту «номер 1», открывшему космическую эру, и художнику-космисту, торившего дорогу к звездам. 

https://www.orientmuseum.ru/



Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее