Пивовар Ефим Иосифович
Коррупция, конечно, возможна всегда и в любых условиях. Однако это не значит, что не следует принимать мер, которые могут ей воспрепятствовать. Введение портфолио, убежден, это мера антикоррупционная, так как гораздо труднее покупать оценки с 5 класса, чем разово фальсифицировать ЕГЭ. Если родитель начнет с 5-го класса покупать оценки, внушая ребенку, что знать что-либо необязательно, он воспитает человека, который просто не найдет себе применение в жизни.
Кроме того, не стоит забывать, что в портфолио входят не только оценки, но и индивидуальные эссе о себе, а также эссе, написанные по заявкам вузов. Так, например, в Америке, на подготовку своего эссе старшеклассники тратят целый год. Средний американский выпускник направляет эссе в 10, 20, а то и в 50 университетов. Готовя себя к поступлению, человек письменно мотивирует свое желание учиться в определенном вузе. Не следует представлять, что это некий автоматический процесс – опустил монетку в аппарат и получил водичку с сиропом. Автор эссе, выразивший желание обучаться в Оксфорде, Гарварде, РГГУ или МГУ, предстает перед комиссией, где обосновывает свое решение. Если текст чужой, а оценки куплены, то выступление перед комиссией лишь обнажит полную неподготовленность абитуриента. Не думаю, что кто-то решится на столь безрассудный шаг.
Если снова вернуться к примеру Америки, то условный старшеклассник, разославший порядка 50 заявок, получает, допустим, 30 отрицательных и 20 положительных ответов. Из этих двадцати последних в пяти письмах будет предложение поступить бесплатно, как правило, в сравнительно менее престижные университеты. Еще 10 университетов готовы будут принять абитуриента на условиях частичной оплаты, а самые престижные вузы, такие как Йель, Гарвард или Принстон, могут запросить высокую плату за обучение. Такой индивидуальный подход к своим будущим студентам используют американские университеты. Нередки случаи, когда комиссия, отдавая должное высокому уровню поданной заявки, предлагает абитуриенту стипендию, так как желает видеть его в числе своих студентов. Речь, таким образом, идет не об усложнении процедуры поступления, а об отказе от обезличенного, механистического подхода, когда вопрос решается путем простого сопоставления набранных баллов. Внедряется инструмент индивидуальной оценки компетентности выпускника, что, как мне кажется, нужно только приветствовать.