Ашик Игорь Михайлович
К сожалению, посоветовать современные научно-популярные книги, в которых доступно излагались бы современные проблемы исследования океана, Арктики, Антарктики я не могу. Это очень печально, но факт. Таких книг действительно раньше было много, и я сам с большим удовольствием их читал, зачастую обнаруживая для себя что-то новое.
Почему их нет сейчас? Может быть, издатели считают, что такая литература не будет приносить прибыли, может быть, нет таких авторов, которые смогли бы понятно, доступно и увлекательно рассказать о текущем состоянии той или иной области научной деятельности, осветить стоящие перед наукой проблемы.
Развитие Арктических земель- это вопрос, выходящий за рамки моей компетенции. Все-таки я океанолог, а не геополитик. Тем не менее, если Вам интересно, я могу изложить свое понимание ситуации. Но сперва немного истории. В 1930-ых годах руководством Советского Союза была сформулирована задача освоения Северного морского пути, при этом, в первую очередь, имелось в виду его военно-стратегическое значение. На берегах арктических морей была создана разветвленная сеть полярных станций, построены порты, в которые суда могли заходить для ремонта или бункеровки. Кроме того, в Заполярье были разведаны богатейшие месторождения полезных ископаемых (медь, никель, золото, платина, алмазы и пр.), многие из которых начали разрабатываться, и в местах их добычи возникали населенные пункты, некоторые из которых выросли в крупные города (Норильск).
В 1990-ых годах судоходство по трассе Северного морского пути почти прекратилось, многие горнодобывающие комбинаты были признаны нерентабельными в новых хозяйственных условиях и закрыты, северные поселки опустели.
Сейчас, на мой взгляд, наметилась (или уже началась) некоторая активизация хозяйственной деятельности в Арктике. В первую очередь она касается западной Арктики: района полуострова Ямал, но и на трассе Северного морского пути появились крупные танкеры, перевозящие груз с востока на запад. Пока это экспериментальные рейсы, но рейсы, безусловно, успешные и дающие серьезные надежды на интенсификацию перевозок по трассе СМП и его возрождению.