№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Катастрофа в Керченском проливе может повториться

Кораблекрушение в Керченском проливе грозит жизни обитателей моря и прибрежной зоны.

Разлом танкера «Волганефть-139», произошедший 11 ноября в Керченском проливе, привел к локальной экологической катастрофе. В акваторию Черного моря вылилось по разным оценкам от 1,3 до 4 тысяч тонн мазута, что уже привело к гибели птиц и грозит благополучию придонного сообщества и рыбы. Как сообщил на состоявшейся в РИА-Новости пресс-конференции вице-президент национального геокриологического общества Сергей Голубчиков, по побережью Таманского полуострова пролегают кочевые пути лебедей и других перелетных птиц, кроме того, там постоянно обитают чайковые птицы. По оценке экологов, уже порядка 30 тысяч пернатых пострадали от разлившегося мазута. Бушующий шторм не позволил оперативно приступить к устранению последствий разлива мазута, находившегося в танкере. По мере его оседания на дно начнется гибель рыбы и придонного сообщества. По мнению Сергея Голубчикова возможно и токсическое поражение дельфинов – либо непосредственно через воду, либо через рыбу.

Ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Александр Минин отметил, что полный ущерб, который может быть нанесен рыбе Азовского и Черного моря, пока оценить очень сложно. Об этом можно будет говорить после первых выловов. Он подчеркнул, что нефтепродукты сохраняются в воде не более 6 месяцев – они разлагаются, частично растворяются, прилипают к растениям и животным. По его оценке, предположительные сроки работ по очистке воды – не более года, очистка же берегов может затянуться на несколько лет. При этом возможно загрязнение десятков километров прибрежной зоны.

Наука и жизнь // Иллюстрации

По мнению представителя WWF России (Фонд дикой природы) Алексея Книжникова, нынешнее крушение «является системной ошибкой», поскольку в зоне Керченского пролива происходит перегрузка судов речного класса на морские. Большинство речных судов при этом не способны выдерживать такие штормы, а морские не могут проходить по рекам – Дону и Волге – из-за большой осадки. Кроме того, в регионе отсутствует налаженная система ликвидации разливов нефти. Как считают в WWF России, зона Керченского пролива должна быть объявлена особо чувствительным морским регионом, что обяжет государство совершенствовать безопасность судоходства и грузовых перевозок в регионе.

Сергей Голубчиков отметил, что глобальное потепление сопровождается увеличением частоты и силы стихийных бедствий. Поэтому число катастроф, подобных нынешней, будет расти, и проблемами экологии следует заниматься не только, когда случается несчастье, а постоянно.

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее