№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Подземный музей под Москвой

Московский метрополитен может служить геологическим и палеонтологическим музеем.

Исследование, проведенное московской школьницей Софьей Рошка в рамках конкурса проектно-исследовательских работ «Ярмарка идей – 2008», показало, что метро – это самый большой геологический памятник Москвы, а заодно – и хранилище ископаемых животных.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Всё дело в отделке станций метрополитена, выполненной из мрамора, мраморовидного известняка, гранита, лабрадорита, габбро и гнейса. Эти материалы использовались при строительстве метро в 1935-1970 годах. Позже станции стали облицовывать керамической плиткой, декоративным металлом. И лишь в последнее десятилетие вновь вернулись к природным материалам: не так давно открытые станции «Трубная», «Парк Победы», «Сретенский бульвар» нарядили в мрамор.

Данные, полученные в ходе исследования, говорят о том, что всего в облицовке станций метрополитена используется около 20 видов мрамора из месторождений Армении, Украины, Узбекистана, Грузии, Урала и Алтая. Его можно видеть на путевых стенах и колоннах станций, иногда – в отделке пола. Наиболее распространенным оказался красный мрамор из Салиэте (Грузия), встречается черный и белый мрамор из армянского месторождения Давалу. Немало станций и вестибюлей оказались одетыми в мрамор светлых оттенков из месторождения близ села Коелга (Урал) и крымских месторождений Блюк-Янкой, Чергунь, Кадыковское (например, станция «Курская», «Охотный ряд»). В исследовании Софьи Рошки отмечается станция «Маяковская», как единственная, отделанная дорогим поделочным камнем: колонны ее украшены полосками уральского орлеца (родонита) – редкого камня розово-фиолетовых оттенков.

Полы станций и вестибюлей метро отделаны гранитами, гнейсо-гранитами и габбро – декоративным камнем темно-зеленого цвета. В основном, использованы гранитные плиты черного, красного, серого и розово-серого цветов Каарлахтинского месторождения (Ленинградская область).

Автор исследования подчеркивает, что практически все станции метро, в отделке которых использованы природные камни, имеют палеонтологическую ценность. В их облицовке обнаружено большое количество древнейших окаменелостей. Наиболее часто они встречаются в цветном мраморе, добытом в карьерах Крыма и Кавказа. Большинство окаменелостей в московском метро относятся к юрскому (185 млн. лет назад) и меловому (132 млн. лет назад) периодам мезозойской эры. Однако встречаются и более древние экземпляры – каменноугольного (360—286 млн. лет назад) и даже кембрийского периодов (570—500 млн. лет назад). Всего в метрополитене встречаются 10 видов окаменелостей: аммониты, наутилусы, брахиоподы, гастроподы, белемниты, кринеоидеи (морские лилии), морские ежи, двустворчатые моллюски, кораллы, губки. Всё это морские животные.

Огромное количество аммонитов обнаружено на станции «Парк Победы», некоторые их экземпляры на станции достигают 10-15 см, и самый крупный аммонит имеет 70 см в диаметре. В целом же аммонитов в метро не так много, встречаются они, в основном, в облицовке юрского и мелового периода. А вот наутилусы (также – головоногие моллюски) очень распространены в столичном метро. Самые красивые экземпляры обнаружили на станциях «Добрынинская» и «Комсомольская». Еще один вид окаменелых головоногих обитателей – белемниты. В мраморе можно видеть их внутренние раковины, служившие балластом, препятствующим опрокидыванию животного во время движения. Найдены экземпляры длиной до 15 см.

Самые красивые экземпляры гастропоид (брюхоногих моллюсков) найдены в желто-бежевом крымском мраморовидном известняке на станции «Библиотека имени Ленина» и в переходе между станциями «Трубная» и «Цветной бульвар».

Наиболее же распространены в подземных дворцах Москвы морские лилии и криноидеи – донные животные с сидячим образом жизни. Стебли морских лилий обнаружены даже в белом кристаллизованном мраморе, хотя другие окаменелости, как указывает автор исследования, в нем не встречаются.

По результатам исследования можно было бы составить подземную карту – своеобразный геолого-палеонтологический путеводитель по московскому метро, которая могла бы стать еще одной достопримечательностью столицы.

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее