Виртуальные мотыльки и робо-кубы
Международный научно-популярный фестиваль ScienceArtFest, организованный фондом Дмитрия Зимина «Династия», открылся в центре современного искусства ВИНЗАВОД.
В программе фестиваля, который проходит с 16 по 29 марта 2009 года, - конференция и круглый стол по проблемам креативных технологий в современном музее, ретроспектива научных фильмов киностудии Леннаучфильм за последние полвека, публичные лекции известных ученых по астрономии, генетике, нейробиологии, медицине. В выходные дни (21 – 22 марта) запланированы мастер-классы студии мультипликации для детей, родителей и педагогов и демонстрация научных фокусов.
Ключевое событие фестиваля – выставка «Наука как предчувствие/Science as Suspense». Для России этот фестиваль – уникальная возможность близко познакомиться с направлением современного искусства, которое зародилось еще в 70-х годах прошлого столетия и получило название «science art». Для создания своих проектов художники используют современные научные технологии. Однако, как отметил куратор выставки Дмитрий Булатов, к сожалению, на российской художественной сцене ни разу не было представлено современное техническое искусство. Именно поэтому для участия в выставке приглашены крупнейшие зарубежные представители этого направления – Стеларк (Австралия), Билл Ворн, Эмма Хоус, Джонатан Вильнев (Канада), Кен Ринальдо (США), Криста Зоммерер и Лоран Миньоно (Австрия), Николас Ривз (Канада).
Работы, представленные на выставке, различны по затронутым в них идеям. По словам организаторов, проекты специально подбирались таким образом, чтобы российский зритель смог составить наиболее полное впечатление о направлении «science art». В проектах поднято множество проблем, начиная от глобального потепления, заканчивая приспособлением человеческого тела к достижениям современных технологий. Робототехника, генная инженерия, биокибернетика, нейробиология, клеточная биология – вот лишь некоторые из отраслей современной науки, достижения которых были использованы для создания этих художественных проектов.
На открытии выставки, состоявшемся 15 марта, наибольший интерес зрителей вызвал проект «Протезированная голова» (Prosthetic Head) - спроецированное на большой экран пятиметровое изображение головы известного австралийского художника Стеларка. Когда датчики регистрируют присутствие человека, голова поворачивается, открывает глаза и начинает беседу. Посетители имеют возможность задавать «Протезированной голове» вопросы, набирая текст на клавиатуре.
Посетители выставки могут также полюбоваться робо-кубами, плавно парящими в пространстве, понаблюдать за поведением «разнополых» роботов, или вступить во взаимодействие с виртуальными мотыльками, управляя их движением с помощью карманного фонарика.
В рамах фестиваля проходят мастер-классы и дискуссии с художниками.