№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Объявление лауреатов Демидовской премии 2009 ознаменовалось сюрпризом

На традиционном чаепитии в президиуме Российской академии наук вице-президент РАН академик Геннадий Месяц назвал имена не трех, как было предварительно заявлено, а четырех самых выдающихся ученых России этого года.

Высокой награды 2009 года удостоены академик Юрий Моисеевич Каган – за выдающийся вклад в развитие современной теории конденсированного состояния, в частности теории колебательных (фоновых) спектров металлов; академик Дмитрий Васильевич Рундквист – за научное обоснование новых источников минеральных ресурсов; академик Юрий Дмитриевич Третьяков – за выдающийся вклад в развитие современного материаловедения; кандидат биологических наук Алексей Матвеевич Оловников – за цикл теоретических работ, в которых впервые в мире предсказано укорочение хромосом при старении, описан эффект концевой недорепликации любых линейных молекул ДНК и, кроме того, предсказано существование теломеразы как фермента, компенсирующего укорочение теломер (концевых участков хромосом).

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Именно Алексей Оловников стал «сюрпризом» для пришедших на торжественное заседание в Президиуме РАН, посвященное объявлению лауреатов Демидовской премии 2009 года. Ведь фактически за эти же достижения были удостоены в этом году Нобелевской премии в области физиологии и медицины Элизабет Блэкберн, Кэрол Грейдер и Джек Шостак. Однако, по мнению академика Владимира Скулачева, теоретические работы Алексея Оловникова были пионерскими в деле изучения механизма старения организма (см."http://www.nkj.ru/news/16483/" ). Еще задолго до обнаружения теломеразы зарубежными экспериментаторами отечественный биолог опубликовал статью о возможности существования такого фермента в журнале «Доклады академии наук», которая получила более тысячи ссылок. Вероятно спор вокруг Нобелевской премии этого года по физиологии и медицине помог Алексею Оловникову (единственному «неакадемику») оказаться среди лауреатов Демидовской премии.

Исследования академика Дмитрия Рундквиста охватывают практически все области минералогии, петрографии и геологии рудных месторождений. Многие годы он проводил научные изыскания по рудным формациям в различных регионах Советского Союза. Учёный сформулировал геогенетический закон применительно к процессам минералообразования: минералогические процессы в короткие интервалы времени как бы повторяют общую историю геологического развития. В 1981 году он опубликовал монографию «Рудоносность и формации структур земной коры», которая сразу же вошла в число основополагающих книг по теории металлогении.

Дмитрий Рундквист первым ввел в геодинамику и глобальный металлогенический анализ компьютерные технологии. Ученый пришел к выводу, что в плане обеспечения экономики развитых стран сырьем наиболее рентабельна разработка крупных и сверхкрупных месторождений полезных ископаемых (в них заключено около 80% запасов).

В 1993-2003 годах Дмитрий Васильевич руководил Государственным геологическим музеем имени В.И.Вернадского, в который вдохнул новую жизнь: были отреставрированы все помещения, развернулись постоянно действующие экспозиции.

Как сообщили коллеги Дмитрия Рундквиста (сам он не смог принять участие в чаепитии из-за болезни), академику вдвойне приятно получить эту премию, так как между семьями Демидовых и Рундквистов существует интересная историческая связь: дед лауреата работал у Демидовых на железной дороге. Однажды он сумел предотвратить крупную аварию, но сам получил серьезные травмы и вскоре скончался. Тогда Демидовы назначили семье покойного солидную пенсию, которая позволила вдове не только прокормить сыновей, но и дать им хорошее образование. Необходимо отметить и то, что Государственный геологический музей имени В.И.Вернадского, который академик Рундквист возглавлял на протяжении 11 лет, в свое время был создан именно на пожертвования семьи Демидовых. На протяжении многолетней истории музея династия известных уральских заводчиков неоднократно выделяла музею денежные средства и передала в дар несколько коллекций минералов.

Другой лауреат, академик Юрий Каган – один из первых выпускников инженерно-физического факультета Московского механического института (ныне Московский инженерно-физический институт), где готовили специалистов для Атомного проекта. Еще студентом Ю. Каган сдал Льву Ландау все экзамены знаменитого «теорминимума», и с тех пор его научная жизнь тесно связана со школой Ландау.

Юрий Моисеевич – автор общей теории разделения изотопных газовых смесей на пористых средах, которая была использована при определении оптимальных параметров работы газодиффузионного завода по разделению изотопов урана. Ученый создал кинетическую теорию молекулярных газов с вращательными степенями свободы. Введение в кинетические уравнения наряду со скоростью частиц вектора вращательного момента радикально изменило всю структуру классической теории газов и позволило развить теорию явлений переноса в нейтральных газах в магнитном и электрическом полях. Вектор, составленный из вектора скорости и вращательного момента и играющий в теории принципиальную роль, получил название «вектора Кагана».

Юрий Каган внес большой вклад в развитие микроскопической теории металлов, благодаря чему впервые была понята природа непарных сил в непереходных металлах, решена проблема эквивалентности динамической и статической сжимаемости, предсказаны особенности многочастичной природы. Широко известны работы академика Ю. Кагана по теории металлического водорода, а также по когерентным явлениям, сопровождающим резонансное взаимодействие ядерного излучения с кристаллами.

Одно из важнейших направлений исследований Юрия Моисеевича – теория аморфного состояния. Он и его ученики предложили оригинальную концепцию происхождения универсальных низкотемпературных свойств аморфных тел. Яркая составляющая научной деятельности лауреата – цикл работ в области низкотемпературной квантовой кинетики в конденсированных средах, удостоенный в 1986 Ленинской премии.

В последние годы основные научные интересы Юрия Когана связаны с проблемой Бозе-конденсации и сверхтекучести в макроскопических квантовых системах, образованных ультрахолодными газами. Академик Коган и его ученики внесли существенный вклад в становление этой бурно развивающейся области исследований.

По словам Юрия Моисеевича, очень важно, что решение о присуждении премии выносят не чиновники, а коллеги ученые, способные компетентно и непредвзято оценить научные заслуги претендентов. «Никакой предыстории вы не знаете, это сваливается, как снег на голову. В один прекрасный день вам звонят и говорят: «Вы получаете Демидовскую премию», - сказал Ю.Каган. Академик подчеркнул значимость фундаментальных исследований для науки и для государства в целом: «Ничего серьезного в науке не может быть создано, если нет серьезных фундаментальных исследований. Например, люди, которые занимались Атомным проектом, до этого проводили фундаментальные исследования. Будущее страны всецело опирается на фундаментальную науку. И если мы хотим сохранить великую страну, то мы должны изменить свое отношение к фундаментальным исследованиям».

Академик Юрий Третьяков внес существенный вклад в материаловедение – развитие химии и технологии ферритов, термодинамику твердого тела, теорию твердых электролитов. Юрий Дмитриевич большое количество работ посвятил исследованиям высокотемпературных сверхпроводников. Вместе с учениками он разработал методы направленного синтеза сложных купратов с заданными свойствами, развил расплавные методы их получения, разработал технологии их термической обработки.

Отметим, что работы кафедры неорганической химии МГУ им. М.В. Ломоносова (которую возглавляет академик Третьяков) в области высокотемпературных сверхпроводников получили широкое признание в мире. Как только в 1986 году появилась работа Георга Беднорца и Карла Мюллера об открытии высокотемпературной сверхпроводимости в керамике на основе оксидов меди, за которую уже через год ученые были удостоены Нобелевской премии, сотрудники кафедры Юрия Дмитриевича Третьякова начали активные исследования в этом направлении, которые вели буквально дни и ночи, не выходя из лаборатории – столь велик был энтузиазм химиков, синтезировавших сверхпроводящие купраты. Напомним, что до открытия сверхпроводящих свойств этих соединений ученые всего мира искали способы повышения температуры перехода в сверхпроводящее состояние среди металлов, а вовсе не среди керамических материалов.

Академик Третьяков внес значительный вклад в создание новых поколений нанокристаллических неорганических материалов, которые находят применение в клеточной регенерации поврежденных костных тканей, используются для очистки и обеззараживания воды, для функциональных элементов наноэлектроники и других целей.

В 1991 году по его инициативе в МГУ был создан факультет наук о материалах, который он возглавил.

Выступая на торжественном заседании Президиума РАН по поводу объявления лауреатов Демидовской премии 2009 года, академик Ю.Третьяков отметил, что ему весьма лестно находиться в компании таких выдающихся ученых. «С Юрием Каганом мы познакомились двадцать с небольшим лет назад, когда была открыта высокотемпературная сверхпроводимость. Те, кто интересовался этим по-настоящему, продвинулись. Те, кто «примазался», отпали. Многих ведь эта сфера привлекала только потому, что пахла серьезными деньгами», – сказал он. Юрий Дмитриевич подверг критике руководство Госкорпорации «Роснано». С его точки зрения, сегодня оно занимается в основном бизнесом, коммерцией, но только не своими основными обязанностями. По мнению Ю. Третьякова, Россия безвозвратно потеряла как минимум десять лет творческой научной активности – время, в течение которого другие страны создавали революционные инструменты, позволяющие производить исследования в «наносфере». Сегодня ученые должны заниматься оригинальными фундаментальными изысканиями, которые позволят обеспечить научный прорыв, в том числе и в области нанотехнологий. «Важно подготовить молодежь, поэтому я работаю со студентами, аспирантами. Если мы сумеем воодушевить молодежь, мы обеспечим себе будущее», - подытожил свою точку зрения лауреат Демидовской премии.

Ранние работы кандидата биологических наук Алексея Оловникова посвящены изучению динамики иммунного ответа на антигены на полимерных носителях (на котором основаны современные вакцины нового поколения, например, отечественная вакцина от гриппа – Гриппол) и механизма реакции агглютинации. Он сделал ряд ключевых теоретических обобщений, которые через много лет полностью экспериментально подтвердили во многих лабораториях мира.

Еще в 1971 году Алексей Матвеевич впервые выдвинул предположение о роли особого фермента теломеразы в процессе старения живой клетки. Он высказал серию идей, которые позволили связать воедино множество до того разрозненных фактов и фактически дать толчок целому ряду исследований в биологии и медицине. Так, поиски ингибиторов (подавителей функции) теломеразы, как противораковых факторов, а также использование теломеразы в раковой диагностике начались в связи с пониманием ключевой роли процесса концевой недорепликации ДНК в судьбе клетки, предсказанного А. Оловниковым. Сегодня начатое им новое научное направление – теломерная биология – развивается практически на всех континентах. Однако сам ученый считает, что его теломерная теория не объясняет главного: почему стареет организм. Поэтому он выдвинул новую теорию – редумерную. Согласно ей, старение организма происходит из-за укорачивания редумер – небольших линейных молекул ДНК, которые являются копиями определенных сегментов хромосом. Они располагаются на хромосоме, и при делении их концы тоже укорачиваются. В редумерах записана полезная информация, которая руководит работой генов. Когда эта информация теряется, клетка начинает работать все хуже и хуже, и происходит ее старение.

По словам вице-президента РАН академика Геннадия Месяца, решение о присуждении Алексею Оловникову Демидовской премии было принято в последний момент – буквально перед самым объявлением имен лауреатов. Таким образом, экспертный совет РАН исправил ошибку Нобелевского комитета, проигнорировавшего приоритет ученого и присудившего премию за открытие механизма старения клеток американским и австралийским исследователям.

Алексей Оловников заявил, что, помимо тех научных направлений, за достижения в которых он был награжден, он также проводит разработки в области генного модифицирования. «У нас в стране ведется неправильная политика, пропаганда против генно-модифицированных организмов. По своей абсурдности она напоминает мне ту пропаганду, которая много лет назад велась против паровозов. Их противники утверждали, что во время езды на поездах, ведомых паровозами, у пассажиров могут выскочить мозги». Ученый выразил уверенность в том, что генно-модифицированные организмы абсолютно безвредны.

Размер каждой премии составляет 470 тысяч рублей. Также к ней прилагается именная серебряная медаль с изображением П.Демидова, хранимая в малахитовой шкатулке. Вручение Демидовских премий состоится в феврале 2010 года в Екатеринбурге.

На фото сверху вниз: Юрий Каган, Дмитрий Рундквист, Юрий Третьяков, Алексей Оловников.

Автор: Сергей Смирнов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее