Мегаполисы стали чище
Оглашены результаты исследования городов-миллионников по основным показателям загрязнения воздуха. Основной загрязнитель воздуха в Москве – автомобильный транспорт, движущийся по главным магистралям столицы.
В Научно-исследовательском и проектно-изыскательском институте экологии города проведен сравнительный анализ загрязнения воздуха в крупнейших городах мира – Москве, Киеве, Париже, Лондоне, Праге, Нью-Йорке, Гонконге и Стокгольме за десять лет — с 1999 по 2009 год. Кроме того, даны характеристики чистоты воздуха в Москве за 2010 год по сравнению с 2009.
Уровень загрязнения воздуха определялся по основным загрязняющим веществам: оксиду углерода, CO2 (который содержится в основном в выхлопных газах автотранспорта), диоксиду азота NO2 и диоксиду серы SO2 (они выделяются при использовании некачественного топлива, мазута и дизельного топлива), пыли (взвешенным веществам — PM10 и PM2,5, которые наиболее опасны для человека) и техническому озону.
Согласно результатам исследования, в среднем, за 10 лет в мегаполисах уровень загрязняющих веществ снизился на 1,7 раза. Во всех городах отмечено снижение уровня загрязнения оксидом углерода. Диоксидом азота наиболее загрязнен Гонконг — это происходит из-за сильного солнечного излучения, которому подвергается мегаполис. Но поскольку нейтрализовать диоксид азота очень сложно, в плане загрязнения этим веществом и в других городах динамика в основном отрицательная. Уровень загрязнения диоксидом серы в Москве, Лондоне, Праге и Париже стабильно низкий благодаря использованию природного газа предприятиями энергетического комплекса. Кроме того, в Москве не слишком много дизельного транспорта.
PM10 в наибольших количествах отмечаются в Гонконге, в наименьших — в Лондоне, Стокгольме и Москве. Но, хотя средние показатели в Москве не превышают допустимых норм, при неблагоприятных метеорологических условиях (долгой жаре, отсутствии дождя) ситуация в Москве сильно усугубляется. Источник возникновения такой вредной пыли — некачественный асфальт, который трётся некачественными же шинами, и переуплотненная и загрязненная почва. Технического озона в Москве в основном немного благодаря пасмурной погоде.
Самым чистым мегаполисом оказался Стокгольм — в городе эффективно борются за экологизацию транспорта и промышленности. Кроме того, город хорошо «проветривается» благодаря своему местоположению. За Стокгольмом следуют Париж, Прага, Москва, Киев, Лондон, Нью-Йорк и Гонконг.
Однако все приведенные показатели отражают лишь средние тенденции загрязнения. На отдельных участках Москвы ситуация с загрязнением чуть лучше, на других — значительно хуже. Главная беда Москвы — загрязнение воздуха вдоль больших автотрасс. Там предельно допустимые нормы загрязнения постоянно превышаются. Доля автотранспорта в загрязнении воздуха города — 90%, при этом лишь 3% загрязнения происходит из-за предприятний промышленности, и 7% — из-за объектов теплоэнергетики (таких, как ТЭЦ). «При этом и те, и другие предприятия хорошо подвергаются модернизации, а контролировать выбросы неравномерных потоков автотранспорта очень сложно, — говорит ученый секретарь института, кандидат биологических наук Елена Корнева. — В Москве уже 3,7 млн автомобилей, и чтобы спасти город, необходима экологизация топлива, развитие общественного транспорта, в будущем — переход на электромобили. Кроме того, нужно защищать жилые дома от загрязнений перегруженных трасс».
Также, по мнению ученых, Москве пора расширяться. Среднегодовая температура воздуха растет, во многом благодаря адсорбирующей способности города удерживать тепло. Поэтому в центре города почти всегда на 5 градусов теплее, чем на его окраине. Территория города слишком мала для всех людей и предприятий, в нем находящихся.
В 2010 году показатели загрязнения воздуха в Москве подскочили, но произошло это из-за лесных и торфяных пожаров, которые совпали с жестокой жарой и запирающим антициклоном. Загрязнение воздуха автотранспортом осталось на прежнем уровне.