Некоторые предпочитают с гусеницами
Российские создатели машин на гусеничном ходу для частных поездок пытаются запустить свои внедорожники в производство. Возможно, скоро они появятся… не на дорогах.
Двигаться по настоящему бездорожью – там, где даже леший не проберется, – всегда предпочтительнее на гусеничных вездеходах. Любые колеса по проходимости не могут сравниться с гусеницами. Для колес нужны хотя бы плохие, но дороги. Машины же на гусеничном ходу выпускают главным образом для военных целей, в лучшем случае – на подмогу первопроходцам – нефтяникам и газовикам.
Предприниматели и владельцы компании «А-тех» из Москвы братья Григорий и Эдуард Геращенко придумали легкий вездеход для езды по бездорожью – лесам, кустарникам, зарослям камыша на болотах, песку, зимой – по сугробам и льду. Словом, там, где и машинам повышенной проходимости показываться не следует.
Геращенко выполнили его по схеме мотоцикла, только гусеничного. Использовали стандартный бак на 13 л горючего для четырёхтактного серийного двигателя объемом 125 куб.см при мощности 8-12 л.с., дополнив его автоматическим обогатителем рабочей смеси, что обеспечило скорость до 45 км/ч. Остальные детали и узлы пришлось придумывать. Например, переднюю телескопическую вилку с ходом 140 мм, овальную переднюю гусеницу выполнили из полиуретана, разделив на сегменты для лучшего сцепления с почвой. Заднюю снабдили грунтозацепами и рычажно-балансирной подвеской. Зимой переднюю гусеницу по желанию можно заменить на традиционную для снегоходов управляемую лыжу, а заднюю гусеницу – удлинить, чтобы не проваливалась в снег. Благодаря алюминиевым сплавам, использованным в конструкции, братьям Геращенко удалось ограничить вес вездехода до 100 кг, при этом он может везти 140 кг (водитель и багаж).
Братья Геращенко – участники нескольких инновационных выставок. При запуске хотя бы небольшой серии мотоцикла-вездехода разработчики называют цену около 8 тыс. долларов, что, конечно, не дешево, но и не дороже «навороченных» импортных мотоциклов.
А в г. Заволжье под Нижним Новгородом на молодом предприятии «Завод вездеходных машин» начинается выпуск внедорожников «Ухтыш» с резинометаллическими гусеницами, езда на которых возможна и по асфальту. Машина внешне и внутри салона напоминает давно известный «уазик», только на гусеничном ходу. Но это не совсем УАЗ. Конечно, в конструкции машины использованы кузов и некоторые ульяновские агрегаты: карбюраторный двигатель УМЗ-421, четырехступенчатая коробка передач, раздаточная коробка и картер главной передачи ульяновского редукторного моста. А далее – собственные идеи и разработки заводских специалистов.
В качестве поворотных механизмов применены бортовые фрикционы, представляющие собой многодисковые муфты сцепления. Эти механизмы новизной не отличаются, однако создатели «Ухтыша» решили, что машина должна быть как можно проще, надежнее и дешевле. Бортовые фрикционы управляются пневматикой, для контроля которой в кабине установлен манометр.
Каждая гусеница имеет 6 опорных и 3 поддерживающих катка – алюминиевых с резиновыми бандажами. Их выпускают на этом же заводе. Для улучшения гусеничного хода и эксплуатации в конструкции гусениц «Ухтыша» использовали множество новшеств, разработанных в лаборатории завода (некогда организованной при НИИ транспортого машиностроения и Горьковском политехе) и касающихся уменьшения трения и износа деталей, а также исключающих намерзание льда. Для удобства вместо рулевого колеса в кабине установили маленький штурвальчик от металлообрабатывающего станка, поскольку дверь от «уазика» из-за гусениц пришлось подрезать снизу. Одно из преимуществ «Ухтыша» – подвеска, не страдающая продольной раскачкой и отличающаяся хорошей энергоемкостью. Вес машины с грузом – 2 тонны, габариты соответствуют обычному «уазику».
Ожидается, что «Ухтыш» будет как минимум в два раза дешевле «Бобра» (ГАЗ 3409). На Заводе вездеходных машин обещали выпустить первые гусеничные внедорожники в феврале этого года.
На снимках – мотоцикл-вездеход братьев Геращенко и гусеничный внедорожник «Ухтыш».