Премьера фильма о чудесах Кунсткамеры
Экскурс в историю отечественной науки совершили участники премьерного показа шестисерийного фильма «К 300-летию Кунсткамеры», стартовавшего в Санкт-Петербурге в Доме кино.
Кинолента, посвященная 300-летию основания Петровской Кунсткамеры – первого публичного музея России и одного из старейших музеев мира, представляет широкому зрителю историю основания музея Петром I, раскрывает сложный процесс его развития в один из крупнейших научных центров мира – Российскую академию наук. Сегодня Кунсткамера возрождает киноисторию РАН.
Фильм создан при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Режиссер картины – известный продюсер Иннокентий Иванов. Он же стал соавтором сценария совместно с заместителем директора Кунсткамеры Юлией Купиной. В качестве главного научного консультанта проекта выступил директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук профессор Юрий Чистов. Продюсер фильма – генеральный директор киностудии «Леннаучфильм» Антон Смирнов.
По его словам, это первая кинокартина о петербургской Кунсткамере. Фильм состоит из шести серий, каждая из которых посвящена одному из периодов истории музея. Зрители смогут познакомиться с историей и коллекциями музея, находящимися не только в экспозиционной части, но и в богатых запасниках. Литературной основой сценария послужили письма, научные отчеты, личные дневники исторических деятелей и участников экспедиций, которые привозили в Санкт-Петербург коллекции для старейшего музея России.
Режиссер Иннокентий Иванов подчеркнул, что в первых двух сериях рассказывается о создании Петром Великим Кунсткамеры в Санкт-Петербурге и первом веке ее существования. Во многом основание первого государственного публичного музея России связано с путешествием Петра Великого по Европе в конце XVII века, во время которого царь познакомился с выдающимися учеными и коллекционерами, приобрел собрания редкостей, ставшими впоследствии основой Кунсткамеры.
Съемки проводились в различных музеях Санкт-Петербурга и в музеях и кунсткамерах Западной Европы, например, в музее Бургаве и Амстердамском университете в Нидерландах, Кунсткамере «Грюнес Гевёльбе» («Зеленые своды») в Дрездене, Датской королевской кунсткамере в Копенгагене.
Рассказ о том, как формировались коллекции петербургской Кунсткамеры, и как в дальнейшем музей стал научным центром, строится через компьютерное оживление гравюр. Они запечатлели этапы строительства здания музея и предметы ее коллекции до пожара в 1747 году, а затем – реконструкцию после пожара. Экспонаты и интерьеры музея снимались при помощи специальных цветных фильтров, чтобы при обработке видеоряда создавался эффект «чудесности».