Крепкая мужская дружба свойственна и обитателям океанов
Дельфины мужского пола объединяются в группы для достижения социального успеха.
Дельфины мужского пола не только создают комплексные объединения на основе близких отношений и дружбы, но, в случае совпадения ареалов обитания, формируют также и другие союзы, говорится в анонсе исследования опубликованного недавно в журнале PRSB.
Изучением бутылоконосых дельфинов Акульей Бухты в Австралии занималась группа ученых под руководством Срдана Рандика из Университета Массачусетса, США — среди них исследователи из Университета Нового Южного Уэльса (UNSW) Ричард Коннор, Билл Шервин и Майкл Крутзен.
Для закрепления дружеских уз дельфины-самцы контактируют физически — трутся носами и плавниками. Предыдущие исследования показали, что дельфины Акульей Бухты группируются в три различных вида сообществ. Однако при детальном изучении выяснилось, что они также любят создавать уникальную комбинацию мужских объединений внутри «открытой социальной сети» — модель, не имеющая аналогий ни среди других животных, ни даже среди других дельфиньих сообществ.
Группы от двух до трёх самцов формируют союзы «первого порядка», в которые вовлечены близкие родственники, например, двоюродные братья. Такая кооперация нужна им для защиты или ухаживания за самками. Длительные исследования, проводимые многими учёными в Акульей Бухте, выявили, что эти небольшие группы могут существовать до 20 лет. Иногда такие сообщества помогают друг другу в ухаживании за самками, но могут и соперничать за дамское внимание.
Команды из 4—14 самцов кооперируются для создания союзов «второго порядка». Их цель — возможные нападения на другие сообщества или защита от подобных нападений. Союзы «второго порядка» сохраняются до 15 лет и могут считаться основной единицей социальной организации самцов дельфинов Акульей Бухты, заявляют исследователи. Но этим дело не ограничивается: две (или более) группы «второго порядка» время от времени могут объединяться для создания союза «третьего порядка».
Исследователям удалось ответить на вопрос: «Как дельфины решают, создавать союз или нет?». Команда Рандика смогла дифференцировать эти союзы от так называемой «защитной модели общества», используемой, например, шимпанзе, в которой полузакрытые группы животных (те, что могут принять отколовшихся от других групп особей) защищены самцами в ареале обитания конкретной стаи.
Однако они не могут быть причислены к «защитной модели сезона спаривания», когда самцы защищают определённый ареал обитания только в течение сезона спаривания. В течение этого периода пределы одного союза могут немного перекрывать зону влияния другого, но могут также заходить в зону обитания определённых самок.
Кроме того, исследование обнаружило, что даже самые крупные сообщества дельфинов так не поступают. Главное различие при сопоставлении поведения шимпанзе и дельфинов заключается в том, что дельфины взаимодействуют на уровне социальной сети, объединяясь и расставаясь, включая «дружеские» союзы между самцами, чего среди шимпанзе не наблюдается.
«Теперь мы поняли, что у самцов, как и у самок, перекрываются ареалы обитания, — сказал Коннор. — Люди, слоны и другие млекопитающие живут полузакрытыми группами, основанными на разделении по половому признаку, однако взаимодействующими с другими группами. Таким образом, слоны и люди отличаются от дельфинов отношением между особями в полузакрытых группах, однако они имеют похожую систему взаимоотношений в целом. Все три вида способны перемещаться на значительные расстояния, что приводит к взаимодействию между большим количеством особей и групп, с другой стороны осложняя взаимодействие между ними».