Низшие узконосые обезьяны учатся «читать»
Павианы способны отличить короткие слова от произвольного набора букв.
Чем больше мы узнаем животных, тем менее уникальными становятся наши, как ранее казалось, исключительно человеческие способности. Каланы умеют разбивать камнями раковины, чтобы добраться до мяса моллюсков, новокаледонские вороны используют подручные средства для того, чтобы достать личинки насекомых (см. «Наука и жизнь» №1, 2011 год), шимпанзе способны к коллективному труду.
Группа биологов под руководством Джонатана Грейнджера (Jonathan Greinger) из Марсельского университета, Франция, предположила, что способность человека различать отдельные слова на письме – не следствие того, что мы обладаем речевыми навыками, а имеет более глубокие корни.
Для проверки своей гипотезы ученые собрали компьютеризированную экспериментальную установку, работа которой не требовала вмешательства человека. Устройство представляет собой компьютер и сенсорный экран, на котором отображается текущее тестовое задание и кнопки. Обезьяны, участвующие в эксперименте, при желании могли нажимать на эти кнопки.
Кабинки с приборами были установлены у вольера с шестью павианами. Всякий раз, когда обезьяна заходила в кабинку, срабатывал вшитый ей под кожу датчик и экран включался. Для того чтоб начался эксперимент, павиан должен был нажать на дисплей, после чего на экран выводились сочетания букв и две кнопки, нажатие на которые обозначало «слово» или «не слово». По традиции, в случае правильного ответа животное получало лакомство.
Участие животных в эксперименте было добровольным. Павианы сами решали – заходить в кабинки с приборами или нет. Но, будучи по природе очень любопытными, они не смогли проигнорировать новшество и пристрастились «сидеть за компьютером». Каждый сеанс животным показывали одно настоящее слово на английском языке из 4 букв и множество случайных буквенных сочетаний. К следующему заданию переходили только после того, как павиан безошибочно указывал на правильное слово. Самый способный ученик выучил за месяц 308 слов, его менее способные сородичи – 80–100. Всего животным было продемонстрировано 7832 буквенных последовательностей. За полтора месяца каждый павиан, участвующий в эксперименте, понажимал на кнопки в среднем от 40 до 60 тысяч раз.
По словам ученых, через какое-то время 75% животных научились отличать слова от «абракадабры», даже если эти слова ранее им не встречались. По словам Джонатана Грейнджера, обезьяны освоили так называемое статистическое обучение – они анализировали частоту встречаемости определенных комбинаций букв и на основании этого определяли, слово перед ними или нет. Например, они поняли, что в английских словах встречается буквенное сочетание «SH», но не встречается «FX».
Весьма вероятно, что наша способность обучиться чтению основана на тех же принципах. Возможно, именно поэтому эффективны методики обучения чтению детей, еще не умеющих говорить или же имеющих нарушения, не позволяющие им говорить.
К сожалению, у павианов не получилось связать написание слова с его звуковым «обликом» и смысловым значением. Но Грейнджер ставит перед собой такую непростую задачу для будущих исследований.
По словам Грейнджера, «конечно, павианы не умеют читать и не обладают лингвистическими способностями, по крайней мере, в такой степени как люди. Поэтому они должны использовать какие-то иные когнитивные навыки для того, чтобы отличить слова от «абракадабры». Многие думают, что мы используем буквы для определения слов, так как это самый простой способ связи между письменным словом и его устным аналогом, в особенности при изучении новых языков. Наши результаты позволяют утверждать, что такие представления лишь частично справедливы – чтение по буквам во многом имитирует и заимствует то, что мы используем для распознавания материальных объектов».