Математические расчеты подтвердили эффективность зеленых насаждений
Британские ученые советуют превратить автомобильные дороги в «зеленые коридоры», увитые плющом.
Специалисты из Университета Ланкастера, Англия, предлагают превратить городские магистрали в своеобразные зеленые каньоны, стены которых будут покрыты плющом, а на специальных навесах высадить газонную траву.
Использование таких зеленых коридоров, по их подсчетам, сможет снизить среднее количество оксидов азота и микроскопических твёрдых частиц, генерируемых транспортом до 60 и 40 процентов соответственно. Также авторы этой технологии предлагают устанавливать в городах специальные щиты, вроде рекламных, только увитые плющом.
То, что зеленые насаждения полезны для больших городов – не новость. Еще в те времена, когда наши улицы не были наводнены двигателями внутреннего сгорания, а производство не стало промышленным, городские жители предпочитали иметь рядом с домом парки и скверы.
Тем не менее, много лет считалось, что город производит столько загрязнений, что польза зеленых насаждений в очистке воздуха минимальна и городская зелень способна справиться не более чем с 5 процентами вредных выбросов. Основной упор в сохранении чистого воздуха в городах делается на привнесении экологических технологий в автомобильную и нефтеперерабатывающую промышленность. В то время как роль зеленых насаждений свелась, скорее, к декоративной и социальной.
Ученые обратили внимание на газонные злаки и плющ обыкновенный (Hedera helix). Согласно последним исследованиям, именно эти растения очень эффективны в борьбе с двуокисью азота (NO2) и микроскопическими частицами сажи выхлопов двигателей.
По статистике, загрязненный воздух больших городов ежегодно становится причиной около миллиона смертей во всем мире. Плохая экологическая обстановка особенно отрицательно сказывается на людях, страдающих от сердечно-сосудистых и бронхо-легочных заболеваний. Наибольшую опасность представляют двуокиси азота, серы, озон и твердые частицы сажи диаметром менее 10 нанометров.
Диоксид азота даже в небольших концентрациях раздражает дыхательные пути, в больших – вызывает отёк лёгких. Даже при малых концентрациях, составляющих всего 0,23 мг/м3, человек ощущает присутствие этого газа в воздухе. Однако способность организма «чувствовать» его пропадает через 10 минут вдыхания, оставляя при этом чувство сухости во рту и першения в горле. При повышении концентрации газа дыхание становится затрудненным, появляются головокружение, тошнота и другие симптомы отравления.
От общего количества выбрасываемых в атмосферу оксидов азота на транспорт приходится 55 процентов, на энергетику – 28 процентов, на промышленные предприятия – 14 процентов, на мелких потребителей и бытовой сектор – 3 процента.
Усилия, направленные на улучшение экологической обстановки в больших городах, разбиваются о рост количества машин и самих мегаполисов. За 20 лет существования экологических стандартов, регулирующих содержание вредных веществ в выхлопных газах, Евро1–Евро-5, удалось снизить нормы по выбросам оксидов азота в 2,5 раза.
Согласно расчетам ученых, эффективность предложенных мер индивидуальна для каждой местности и зависит от скорости и направления ветра, особенностей климата. Загрязнения накапливаются на «городских поверхностях» в том числе и потому, что в городской среде скорость и направление ветра часто ограничены зданиями. Отсутствие естественного воздухообмена приводит к повышению концентрации вредных веществ. Предлагаемая система очистки воздуха наиболее эффективна как раз при отсутствии ветра.
Существенное ограничение для использования плюща при массовом озеленении городов – климат. Растению необходима мягкая зима, поэтому предлагаемое учеными решение годится исключительно для южных регионов.