Повернись на 360 градусов!
Лишь полутора миллиардам жителей планеты достается «лучшенькое». А как же остальные 5,5 миллиардов? Проблему неравномерности распределения ресурсов проанализировали авторы фильма «Пережить прогресс».
Как давно вы смотрели научные фильмы? Думаю, ответ у каждого из наших читателей будет свой. Если недавно, то, может быть, не стоит делать паузу? А если давно, то, возможно, стоит эту паузу прервать? Так или иначе, открывшийся фестиваль дает вам замечательную возможность приобщиться к наилучшим научным фильмам последнего времени.
На торжественном открытии фестиваля «360°» в Политехническом музее генеральный директор музея Борис Салтыков сказал, что в прошлом году, когда фестиваль состоялся впервые, был отмечен высокий интерес к документальному научному кино. И это поддержало желание организаторов продолжать работу в данном направлении. Фестиваль соответствует основной миссии Политеха – просветительства и популяризации науки. Б. Салтыков вспомнил, как мальчишкой бегал в кинотеатр повторного фильма, и перед фильмами зрителям всегда показывали новости науки и техники. Благодаря этому, помимо сюжетов художественных кинолент, можно было «погрузиться в другие сферы». Фестиваль актуального научного кино «360°» предоставляет людям такую же возможность.
«Этот фестиваль вносит свой вклад в переосмысление роли науки в современном обществе, вовлекая все больше активных и неравнодушных ученых и инноваторов к диалогу науки и искусства, – считает исполнительный директор Открытого университета «Сколково» Андрей Егоров. – «Сколково» является партнером фестиваля «360°», и мы горячо приветствуем и поддерживаем этот диалог».
Вице-президент инновационного центра по образованию и исследованиям «Сколково» Олег Алексеев посоветовал зрителям попытаться не понять, а пережить то, что будет показано в фильмах фестиваля. «Глубокого вам переживания!» – таково пожелание О. Алексеева любителям научного кино.
«Вопреки всем опасениям, естественным на старте любого нового проекта, первый фестиваль показал, что интерес к документальному кино есть как в Москве, так и в регионах, – рассказывает Ирина Белых, программный директор фестиваля. – Мы поняли, что этот проект открывает безграничные творческие возможности, являя собой пространство для диалога и взаимодействия науки и искусства. Мы привозим фильмы, в которых зритель может быть не просто потребителем информации, но оппонентом или союзником точки зрения, представленной в картине». По ее словам, фестиваль открыт для любых новых идей, замечаний, споров – для этого проводится дискуссионная программа, где зрители могут обсудить увиденное с профессионалами в своей области – учеными, философами. «Программа фестиваля многогранна и может вызвать самую разную реакцию, – говорит И. Белых. – Но мы не ставим задачу завоевать внимание аудитории любой ценой. Мы стремимся к диалогу с теми, кому это интересно».
Как и в 2011 году, большинство картин – для российского зрителя премьерные. Тематика фильмов разнообразна, но все они связаны единой нитью: с одной стороны – анализ влияния науки, открытий, инноваций на повседневную жизнь, а с другой – изменения самой научной идеи под воздействием общества.
Всего на фестивале будет показан 31 фильм, и наверняка каждый зритель сможет найти здесь себе кино по душе. «Бок о бок» (об эпохах пленочного и цифрового кино), «Вещество» (о синтезе ЛСД и исследованиях под его воздействием), «Проект Ним» (об эксперименте по усыновлению маленькой обезьянки, чтобы доказать происхождение людей от обезьян), «Биение сердца» (о пересадке самого важного органа человека), «Чувственная математика» (попытка отождествления законов «царицы наук» с человеческими чувствами), «Ускользающий лед» (о постепенном исчезновении Арктики), «Четыре всадника» (где ученые и мыслители высказывают свою точку зрения на явления, происходящие в современной мировой экономике), «Реванш электромобиля» (о возрождении производства электромобилей), «Ядерное безумие» (о смертоносном оружии, жертвами которого стали целые популяции невинных людей), «Да здравствуют антиподы!» (о глубинных связях между людьми, живущими друг у друга «над головой»), «Стив Джобс: потерянное интервью» (в комментариях не нуждается)…
Фильм-открытие фестиваля – «Пережить прогресс» – дает авторское определение «хорошего» и «плохого» прогресса и ловушек, в которые он заманивает. Например когда в древности люди охотились на мамонтов, и кто-то придумывал, как вместо одного мамонта убить двух, – это был прогресс. Но те, кто загонял стадо из 200 мамонтов на скалы, чтобы они оттуда упали и обеспечили племя большим количеством мяса, – попали в ловушку прогресса. Вот и сегодня, по мнению авторов фильма, прогресс достиг такого уровня, что угрожает самому человечеству. Считается, что человек – разумное существо, но почему это разумное существо разрушает свой единственный дом – Землю? Таким вопросом задаются создатели этой киноленты. Возможно, говорят они, когда-нибудь мы и будем жить на Марсе или где-либо еще, но сегодня у нас один дом – наша родная планета.
Фильм поднимает не новую, но по-прежнему актуальную и, пожалуй, становящуюся все более актуальной, проблему исчерпаемости природных ресурсов. Так, между падением Римской империи и плаванием Христофора Колумба – 13 веков, и за это время население Земли увеличилось на 200 миллионов человек. Теперь такой прирост происходит всего 3 года (если вдуматься, разница просто ошеломительная!). Жители США и других развитых стран потребляют в 50 раз больше ресурсов, чем, к примеру, бедняки из Бангладеш. Больше, чем многие китайцы. А если те же китайцы смогут позволить себе потреблять такие же блага, как жители Европы и США, будет ли в состоянии мир дать качественную продукцию одному миллиарду потребителей? Ведь сегодня только 200–300 миллионов китайцев могут позволить себе потреблять то, что потребляет Запад. Еще 200 миллионов человек – в Индии, плюс население Европы и США, других развитых стран. То есть всего полтора миллиарда, которым достается «лучшенькое». А остальные 5,5 миллиардов жителей планеты? Старинная проблема неравномерности распределения ресурсов налицо и в наши дни.
В киноленте «Пережить прогресс» говорится о том, что ресурсы можно создавать и рукотворно, например, синтезировать искусственную нефть в промышленных масштабах. Рассказывается о поиске водорослей – претендентов на сырье, из которого можно производить масло, которое, в свою очередь, послужит для производства высококачественного топлива – опять-таки в промышленных масштабах, в объеме миллиардов галлонов. Вместе с тем, приводится и альтернативная точка зрения, что это только видимость спасения планеты и ее населения, а на самом деле – возможность для крупных корпораций получить баснословные доходы.
Вообще в фильме высказывается очень интересная идея: жизнь человечества – это эксперимент, и еще неизвестно, чем он завершится. Приводятся различные интересные сведения, например, чем мозг человека отличается от мозга шимпанзе, как разнятся особенности поведения Homo sapiens и этой обезьяны.
Как рассказал режиссер фильма Гарольд Крукс, работа над фильмом шла в канадских Монреале и Квебеке на протяжении шести лет. Поначалу создатели фильма опасались, как люди воспримут их картину, но потом пришло осознание того, что зрители во всем мире адекватно воспринимают и понимают идеи, заложенные в фильме «Пережить прогресс». Авторы киноленты не делают выводов, они лишь высказывают мысль, что наука, которая не апеллирует к этике, не может решить проблемы, которые сейчас стоят перед человечеством.
«Этот фильм должен посмотреть каждый политик, каждый бизнесмен, каждый производитель и желательно – каждый человек на земном шаре. Основная идея, как мне кажется, в том, чтобы повышать мораль нашей мировой цивилизации, повышать культуру, планировать и по возможности ограничивать свои желания», –- сказал один из зрителей на премьерном показе кинокартины «Пережить прогресс».
Основную программу фестиваля дополняют короткометражные, детские и нано-показы, лучшие французские фильмы о науке, выставка фотографий «Измерение тела. Фотографии 1904–1924 годов», дискуссионный клуб и другие проекты.
В жюри фестиваля вошли Председатель экспертного совета Открытого университета «Сколково», доктор искусствоведения, философ Олег Генисаретский; режиссер, лауреат премий «Триумф» и «Ника» Виктор Косаковский; представитель Международного парижского фестиваля научного кино Pariscience Венсан Лами; режиссер, продюсер, трехкратная обладательница премии «ТЭФИ» Вера Кричевская.
Подробную информацию и программу II Фестиваля актуального научного кино, который продлится до 17 октября, можно найти на его официальном сайте www.360.polymus.ru.
Кстати, в этом году Политеху исполняется 140 лет. Впервые он гостеприимно распахнул свои двери для посетителей в 1872 году, когда был создан по инициативе российских ученых-просветителей, членов Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Фото автора.
На фото:
1–6. Фотографии с выставки «Измерение тела. Фотографии 1904-1924 годов», проходящей в рамках Фестиваля.
7–11. Заставки к фильмам Фестиваля.
12. Борис Салтыков, генеральный директор Политехнического музея.
13. Олег Алексеев, вице-президент инновационного центра «Сколково» по образованию и исследованиям.
14. Гарольд Крукс, режиссер фильма «Пережить прогресс».