Роль личности в реформаторстве
Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алефёров считает, что если бы главой РАН стал он, никакой реформы бы не было.
По словам вице-президента Академии наук, руководство страны знало, что он бы не допустил реформы и не пошел бы на компромиссы. « Этот законопроект не был бы внесен, а изменения вносились бы по частям. Ответ мой был бы мгновенным, сразу на заседании Правительства. Я бы сразу истерику устроил. И это прекрасно знали», - так ответил вице-президент Академии на вопрос о том, что бы было сейчас с реформой, если бы 29 мая он стал главой РАН.
Выступая на конференции сотрудников Академии наук, которая на прошлой неделе состоялась в Москве, Алфёров сказал, что его позиция во многом совпадает с тем, что делает нынешний президент РАН Владимир Евгеньевич Фортов. Однако нобелевский лауреат сказал: «Я думаю, что Владимир Евгеньевич (Фортов) проводит слишком послушную политику. Он должен быть тверже».
На пресс-конференции, которую Жорес Иванович дал 2 сентября в Санкт-Петербургском пресс-центре «РИА Новости», зашла речь и о роли другой личности в истории — Михаиле Валентиновиче Ковальчуке. Именно его и его брата Юрия, в далеком прошлом заместителя Алфёрова на посту директора Физтеха, а ныне миллиардера, многие считают организаторами нынешней реформаторской деятельности в Академии. «Он может заниматься определенным кругом вопросов, вполне квалифицированно, но руководить большими кустами науки для него трудно», — так охарактеризовал директора Курчатовского института Алфёров.
Но сейчас ученым приходится иметь дело с тем, что получилось. Если законопроект все-таки не будет отозван, за что ратует Алфёров, ученым придется тяжело. Пока что на прошедшем 2 сентября очередном митинге сотрудников РАН была принята резолюция против реформы, в первом пункте которой идет речь о том, что рассматриваемый законопроект нарушает 72 статью Конституции и указ президента от 7 мая 2012 года. «А за внесение в Госдуму непроработанного законопроекта и предоставление депутатам искаженных фактов, порочащих РАН, уволить с госслужбы вице-премьера Голодец и министра образования Ливанова», — процитировал нобелиат резолюцию, принятую участниками митинга.
«Если законопроект будет принят в третьем чтении, это нанесет большой вред нашей науке. В этом случае мы будем бороться за сохранение институтов академии наук. Будет очень трудно, но нужно бороться. За развитие исследований, которые могут действительно возрождать высокотехнологичные отрасли промышленности», — сказал Алфёров.
Но реформа-реформой, а наука продолжается. Совсем скоро, 30 сентября, в Северной столице откроется очередной форум «Наука и общество». В этом году он пройдет под девизом «Новые технологии для новой экономики». Ученые будут обсуждать самые современные разработки. Возможно, совсем скоро эти разработки станут основой для технологий, которых сегодня еще нет. По словам Алфёрова, Россия, хоть и отстала на двадцать с лишним лет от мирового технологического процесса, еще не утратила шансов вернуть себе звание лидера в целом ряде областей. Во всем мире сейчас ключевыми являются позиции на стыке наук — физики, медицины, биологии, биоинформатики. Нам нужно наверстать упущенное в области космической энергетики и телекоммуникациях. «Собственные мегапроекты для нас сейчас тяжелы, мы пока можем только быть участниками больших международных проектов», — сказал нобелевский лауреат.
P.S. Несмотря на то, что последние пару месяцев тема реформы РАН освещается даже самыми далекими от научной тематики СМИ, информированность населения о том, что из себя представляет российская наука, очень слабая. Алфёров рассказал, что на прошедшей конференции сотрудников Академии были озвучены такие цифры: согласно соцопросам 44 % населения не знает, что такое РАН. Зато 82% доверяют мнению российских ученых и столько же считается с мнением церкви.