И снова к полюсу
Совсем скоро стартует новая российская экспедиция, маршрут которой будет пролегать через арктические регионы Европы, Азии и Америки и Северный полюс.
«Каждая новая экспедиция – это шаг вверх, и шаг этот мы стараемся делать без суеты, без лишних авантюр», – говорит действительный член Русского географического общества, почетный полярник России Владимир Чуков (за его плечами – десятки высокоширотных экспедиций, он же является организатором и руководителем грядущего путешествия «Полярное кольцо»).
Он напомнил, что два года назад подобная экспедиция уже подготавливалась: тогда было анонсировано, что ее участники собираются идти на машинах из России через весь Северный Ледовитый океан в Канаду; расстояние, которое планировалось покрыть, составляло около 9 тысяч километров. Однако тем планам сбыться не удалось.
В разгар полярной ночи
Два года прошли не зря, уверяет В.Чуков. За это время были собраны новые машины: с шинами сверхнизкого давления и дизельной силовой установкой. Фактически это дом на колесах, а дом должен быть очень надежным и уютным, потому как условия, в которых пройдет экспедиция, будут, мягко говоря, не из легких. Стартует она в январе – в самый разгар полярной ночи. Маршрут пройдет вначале по ямальской земле, потом по северной части Тюменской области, Красноярскому краю, полуострову Таймыру. Полярники побывают в точках земного шара, которые носят имена великих соотечественников – Харитона Лаптева, Семена Челюскина и других.
Потом они пересекут пролив Вилькицкого и выйдут на архипелаг Северная Земля, который в эти дни отмечает столетний юбилей: он был открыт в сентябре 1913 года, и событие это, по словам Владимира Чукова, стало крупнейшим и последним открытием ХХ века. Весь архипелаг будет пройден, и только спустя месяц после того, как участники сядут на машины (читай – через месяц после старта экспедиции), они достигнут дрейфующих льдов моря Лаптевых. Тогда и начнется самый важный этап экспедиции – пересечение Северного Ледовитого океана.
«В Арктике я уже 30 лет, с 1982 года, – говорит В.Чуков. – И если раньше там можно было встретить многометровые торосы – по 5, по 6 и даже 9 метров высотой, то теперь, в основном, это однолетние льды максимум в полтора метра толщиной». Единственно, что не изменилось, - это длина пути к Северному полюсу: он как был 825 километров по меридиану от кромки суши до полюса, таким и остается. Однако дрейф, обходы, полыньи – все это, безусловно, дистанцию значительно удлинит.
В поисках Сигизмунда Леваневского
Примерно в середине апреля экспедиция планирует достигнуть Северного полюса и провести некоторое время на дрейфующей ледовой базе «Барнео». Начиная с 2000 года, она ежегодно создается в Арктике под эгидой Русского географического общества всего на месяц-полтора. Как правило, это происходит в апреле, когда уже наступил полярный день, но солнце еще не растопило лед, нет сильного ветра и температура не ниже минус 30ºС. В это время там строится ледовый аэродром и лагерь из теплых палаток, способный одновременно принять порядка 200 человек.
Отдохнув в лагере в течение нескольких дней, путешественники возьмут курс на юг, к острову Уорд-Хант. За этим островом открывается вход в один из заливов острова Элсмир. Здесь, по версии ряда исследователей, в 1937 году совершил аварийную посадку самолет Сигизмунда Леваневского – советского летчика, который совершил несколько сверхдлинных авиаперелетов, участника экспедиции по спасению парохода «Челюскин», одного из первых Героев Советского Союза.
Для того, чтобы оценить, на самом ли деле эта территория могла стать «аэродромом» для самолета С.Леваневского, и провести поиски возможных останков, участники экспедиции применят беспилотник. Называется он гексакоптером и представляет собой радиоуправляемый летательный аппарат, на котором установлена видеокамера, передающая по системе Wi-Fi изображение на бортовой компьютер экспедиционной машины. Гексакоптер, по словам В.Чукова, будет летать на высоте 50-100 метров – выше и не надо.
Когда экспедиция достигнет берегов Канады, останется около полутора тысяч километров (по проливам) до Арктического канадского архипелага. Участники «Полярного кольца» посетят место, которое соответствует Северному магнитному полюсу Земли. Сегодня много говорят о том, что он беспрестанно дрейфует и переместился едва ли не в Сибирь. «Все это несерьезные вещи – он, как был в Канаде, так пока там и остался», - считает Владимир Чуков.
Опробовать технику и бросить ее в Канаде?
Далее полярники посетят самый северный поселок Канады, откуда им предстоит возвращаться домой. Там они оставят технику и снаряжение. Вывезти их оттуда, по словам В.Чукова, невозможно, но есть надежда, что через год-полтора участники экспедиции вернутся туда, сядут на эти машины и совершат турне по Аляске, Берингову проливу и Чукотке.
Во время экспедиции будет опробовано и испытано различное оборудование и снаряжение российского производства, путешественники составят отзывы, отчеты и рекомендации. Это касается и одежды, и новых современных изделий, внедряемых в автомобилестроении. Так, например, в одежде будет применен утеплитель, изготовленный в Подольске. Испытание продукции отечественных производителей Арктикой поможет отраслям промышленности подняться выше, полагает Владимир Чуков.
Участники экспедиции будут проводить сбор образцов снега, наблюдать за животными, в частности, за белыми медведями. Экспедицию обеспечат самыми современными средствами связи (на каждой машине установлен комплекс аппаратуры, включающий спутниковую систему телефонной связи «Иридиум», бортовые компьютеры, системы навигации GPS и «Глонасс»). Достигнута договоренность о сеансах связи – в формате Интернет- или радиоконференций – с Северным (Арктическим) федеральным университетом в Архангельске и, возможно, с геофаком МГУ имени М.В.Ломоносова.
Две машины по 3 миллиона
Другой участник будущей экспедиции Илья Фрейдович более подробно рассказал о машинах, на которых он и его товарищи совершат необычное путешествие. У них по шесть колес, давление в шинах составляет 0,1-0,2 атмосферы, поэтому проколоть их практически невозможно – разве что наехать на торчащий гвоздь или острый сук дерева. Колеса гладкие – как показывает практика, такие лучше всего «цепляются» за лед. Кузов у этих машин высокий и широкий. Сконструированы они Николаем Никульшиным, который также станет участником экспедиции (за плечами Николая – многократные экспедиции и автопробеги, а конструированием вездеходов на шинах сверхнизкого давления он занимается в течение 10 лет). Машины уже изготовлены и в конце прошлой зимы – начале лета прошли испытания. Во время тестовых поездок расход топлива составил 25-30 литров на 100 километров. Ориентировочная стоимость каждой из двух машин – 3 миллиона рублей.
У машин, которые участвовали в арктических экспедициях прежде, не было водоизмещающего корпуса, добавляет журналист и фотограф Андрей Куприн, также участник «Полярного кольца». Они держались на плаву только благодаря водоизмещению колес. Новая машина имеет герметичный корпус. Вода туда, если и попадает, то только в минимальных количествах.
А Андрей Бобровский, который будет выполнять в экспедиции функции видеооператора, сетует, что в паспортах любой видеоаппаратуры указано: «Использовать до нуля градусов». Существуют, конечно, приспособления, позволяющие сохранять камеру сухой и теплой, однако в условиях экспедиции сделать это будет довольно трудно. Также Андрей говорит о том, что он и его коллеги в ходе путешествия будут «помещены» в постоянный конфликт, агрессивную среду, и ему интересно исследовать эту сторону человеческих взаимоотношений: какими люди войдут в эту среду и какими они из нее выйдут.
Всего в экспедиции примут участие 8 человек: четверо «бывалых» и четыре новичка.