№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Баренцев регион — другим наука

Судьба многих уникальных природных образований зачастую оказывается в положении «у семи нянек — дитя без глазу». Баренцев регион, похоже, может стать примером того, как несколько государств объединяются ради благого дела — сохранения одного из последних резерватов бореальных лесов.

Бореальные леса  — нетронутые лесные массивы в северной климатической зоне, которые чаще всего мы называем тайгой. Лишь 22% процента всех лесов на Земле — сохранившиеся естественные экосистемы, и лучше всех сохранились как раз бореальные леса России, Скандинавии и США. Они остались в неприкосновенности благодаря суровому климату и скудным почвам в зоне их произрастания — все это не слишком способствовало развитию сельского хозяйства.  В бореальных лесах проживает только 9% населения планеты, но на бореальные страны приходится 53% мировых лесозаготовок, а с продвижением человека в высокие широты натиск на эти территории становится все более существенным.

Кольский полуостров (фото Анна Кухмонен).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Токующие турухтаны — коренные обитатели Баренцева региона ныне исчезающий с этих территорий вид (фото Дмитрий Дешевых).
Карта региона, где обозначены охраняемые территории (bpan.fi).
Карта региона с обозначенными территориями пилотных проектов BPAN в России (красный контур) (bpan.fi).

Страны Баренцева региона  — Россия, Швеция, Финляндия и Норвегия сталкиваются с похожими проблемами: строительство дорог, добыча полезных ископаемых, неконтролируемые лесозаготовки, браконьерство. Регион огромный, проблем много и, чтобы не допустить окончательного разрушения его природы, в 2010 году министры окружающей среды приняли решение о создании хорошо управляемой системы охраняемых природных территорий. Так появился проект BPAN  (Barents Protected Area Network  - Сеть охраняемых территорий Баренцева региона), в котором принимают участие государственные и научно-исследовательские  структуры, природоохранные организации.

Цель проекта — выполнение задачи, поставленной в Конвенции о биологическом разнообразии: к 2020 году добиться того, чтобы особо охраняемые природные территории (ООПТ) составляли не менее 17% от площади каждой из стран. Увы, Россия здесь отстает, и даже с учетом того, что будут реализованы уже запланированные проекты, вряд ли мы преодолеем этот рубеж.

Но делается, тем не менее, очень много. Институт окружающей среды Финляндии (SYKE) и Баренцевоморское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF) России  подвели итоги начального этапа работы по реализации пяти пилотных проектов в Северо-Западном регионе. Все они реализуются  на территориях, которые имеют высокую природоохранную ценность и  находятся под угрозой разрушения из-за хозяйственной деятельности человека.

Что в планах: Двинско-Пинежский заповедник в Архангельской области, где по плану под охрану попадет 400 тысяч га лесов и болот. В Мурманской области это планируемый заказник «Йонн-Ньюгоайв», граничащий с Лапландским заповедником, заказником «Лапландский лес» и Национальным парком «Урхо Кекконен» в Финляндии, где сохраняются вековые сосновые леса. В Коми планируется создать заказник «Цилемский» на территории местообитания исчезающего дикого северного оленя. В  Карелии по плану  BPAN появится заповедник «Заонежский». Во всех этих регионах проведен сбор полевых данных, обработана большая часть картографической информации, проводится мониторинг экологической обстановки.

В результате этой большой работы выработаны конкретные рекомендации, которые представила координатор проекта Анна Кухмонен. Необходимо понимать ценность все еще нетронутых бореальных лесов, не допускать изоляции территорий и разделения ареалов обитания растений и животных. Это особенно актуально в связи с изменениями климата, которые весьма сильно сказываются на северных территориях. Региону нужна большая вовлеченность государства в плане проработки природоохранного законодательства и финансирования создания сети особо охраняемых территорий.

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее