№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Нейрофизиологи ответили Галилею

Как известно любой женщине, черное стройнит, а белое полнит. Ученые наконец-то выяснили, почему нам так кажется.  

Енс Кремков (Jens Kremkow) из Государственного университета Нью-Йорка вместе с коллегами изучили нейронный ответ на темные и светлые визуальные стимулы. Оказалось, что темные объекты на светлом фоне возбуждают другие типы нейронов, чем светлые на темном фоне.

Но в погоне за стройностью не стоит уповать на одно лишь черное платье. Кадр из фильма «Завтрак у Тиффани».
Наука и жизнь // Иллюстрации

Еще Галилео Галилей, наблюдая за планетами, задался вопросом, почему через телескоп Венера казалась меньше Юпитера, а невооруженным глазом – наоборот. Он решил, что это, возможно, происходит от того, что свет преломляется в той влаге, которой покрыт глаз.

Ближе к истине оказался Герман Гельмгольц. Выдающийся врач и физиолог понял, что эта оптическая иллюзия связана не с оптикой наших глаз, а с восприятием световых сигналов.

По данным американских ученых, результаты работы которых опубликованы в журнале PNAS, все дело в нелинейном отклике зрительной системы, когда она видит светлый объект на темном фоне.

От фоторецепторов в сетчатке глаза, которые преобразуют свет в нервный импульс, по биполярным нейронам сигнал идет в кору головного мозга. Эти нейроны бывают двух разновидностей — on и off. Первые реагируют на светлые объекты на темном фоне, а вторые на темные на светлом. Измерив электрическую активность во время того, как испытуемым предлагали различные визуальные стимулы, ученые выяснили, что off-нейроны реагируют предсказуемо — их активность возрастает плавно, в то время как on-нейроны дают сигналы намного более сильные. Таким образом выяснилось, что светлое на темном при одинаковом контрасте приводит к большему возбуждению нейронов. Такую асимметрию ученые наблюдали не только на людях, но также на кошках и обезьянах.

По мнению ученых, у асимметрии в оценке размеров светлых и темных объектов есть вполне логичное объяснение. «Благодаря этой способности мы можем разглядеть даже самый слабый источник света», — поясняет доктор Хосе-Мануэль Алонсо из Колледжа оптометрии в штате Нью-Йорк (США), один из авторов исследования. Вероятно, эта способность развилась в ходе эволюции, когда важно было загодя обнаружить опасность — горящие глаза хищника в темноте, например. Ученые рассчитывают, что это открытие позволит понять природу близорукости и других расстройств зрения.

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее