Выпускник должен полностью освоить школьную программу
26 февраля в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция министра образования и науки РФ.
Дмитрий Ливанов, как обычно, был пунктуален и настроен по-деловому: журналистов сразу попросили задавать вопросы. Учитывая, что приемная кампания не за горами, в основном всех интересовали темы, касающиеся вузов и поступления.
Так, первый вопрос касался школьников-победителей олимпиад. Теперь, кроме победы в олимпиаде, они должны сдать ЕГЭ по профильному предмету и имеют право на поступление только при условии, если рейтинг будет не менее чем 65 баллов. «Это решение, которое было принято Советом по проведению Всероссийских олимпиад школьников во главе с Виктором Антоновичем Садовничим, мы его поддерживаем, но инициатива исходит от самого совета ректоров и сообщества», – подчеркнул Дмитрий Ливанов.
Спрашивали по поводу предметов, которые необходимо сдавать для поступления, в том числе по профилю будущей специальности. Дмитрий Викторович не один раз повторил, что правила приема должны определять сами вузы, задача министерства – только установить планку, чтобы отсечь людей, не подготовленных для освоения программы высшего образования. Принято решение, что вузы сами определяют перечень профильных вступительных испытаний, кроме двух обязательных (русский язык и математика).
Министр согласился с тем, что, возможно, февраль – не лучшее время для установления этого перечня. Так что вполне вероятно, что в следующем учебном году вузы должны будут уже к 1 октября определиться, какие экзамены необходимы для поступления, чтобы абитуриенты могли спокойно готовиться именно по этим предметам. Однако, подчеркнул он, двигаться нужно в том направлении, чтобы система выпускных и вступительных экзаменов давала представление о том, как выпускник освоил программу школьного образования в целом.
Система российского высшего образования переживает непростые времена: из-за демографического спада количество выпускников 11 классов снижается, и «мощности» нашей высшей школы «простаивают». Для смягчения неблагоприятных последствий такой ситуации предполагается привлекать на учебу иностранцев, прежде всего из стран СНГ. При этом, если абитуриент подпадает под законодательное определение «соотечественника», он может претендовать на бюджетные места на тех же основаниях, что и российские граждане. Чтобы облегчить процедуру поступления, в этом году в наших сопредельных странах будут открыты пункты по сдаче ЕГЭ.
В завершение темы единого государственного экзамена министр отметил, что уже два года в открытом доступе находятся задания по математике, а с осени прошлого года Рособрнадзор открывает банки заданий и по другим предметам. Целей основных две: облегчить школьникам подготовку к экзаменам и выявить с помощью общественности возможные ошибки в заданиях. А чтобы не допустить нарушений во время проведения испытаний, в каждой аудитории будут установлены средства видеонаблюдения (оборудовать одно помещение стоит 10-12 тыс. рублей, для экзаменов будет задействовано 40-45 тысяч аудиторий). Как показал анализ, проведенный Министерством образования и науки, в тех регионах, где экзамен проходил под видеокамеры (Краснодарский край, Чечня, некоторые другие), нарушений в разы меньше.
Были вопросы и по поводу школьного образования, а именно – почему отменены выплаты родителям, которые перевели своих детей на домашнее обучение. В ответ министр подчеркнул: федеральным законодательством установлено, что в условиях нормативно-подушевого финансирования определенную сумму за каждого ребенка получает именно та организация, где он получает образование, и если это происходит в семье, то и выплаты должны осуществляться в семью. Другое дело, что региональные нормы могут не соответствовать федеральным – но это уже вопрос законопослушности местных властей.