Школьные обиды не остаются без последствий
Случаи, когда кто-то из детей постоянно подвергается нападкам со стороны сверстников, хорошо известны и учителям, и родителям. Британские ученые выяснили, что следы этих «детских шалостей» могут проявляться даже 40 лет спустя.
Буллинг (от англ. bullying от bully – задирать, грозить, запугивать) – так психологи называют явление, когда один из членов коллектива, часто школьного, подвергается травле со стороны остальных. Исследователи из Королевского колледжа в Лондоне выяснили: жертвы школьного буллинга имеют проблемы с физическим и психическим здоровьем во взрослом возрасте. Эти выводы основаны на данных Британского национального исследования развития детей, которое наблюдает за детьми, родившимися в Англии, Шотландии и Уэльсе в течение одной недели 1958 года. Это когортное исследование на первом этапе включало более 17 тысяч детей. Оценку здоровья и развития детей проводили в возрасте 7, 11 и 16 лет, а затем продолжали наблюдать за ними по мере взросления в 23, 33, 42, 45 и 50 лет.
Результаты исследования, касающиеся буллинга, опубликованы в American Journal of Psychiatry. Они основаны на данных о 7771 ребенке. Когда этим детям было по 7 и 11 лет, их родители которых сообщали, что дети подвергаются нападкам в школе. В дальнейшем за их здоровьем наблюдали вплоть до 50 лет. Доктор Рю Такизава из Института психиатрии Королевского колледжа в Лондоне отмечает, что негативные эффекты буллинга видны спустя четыре десятилетия и включают влияние на здоровье, а также экономические и социальные последствия.
Те, кто в детстве подвергался травле, с большей вероятностью в 50 лет имели проблемы с физическим и психическим здоровьем, способностями к обучению. У них возрастал риск депрессии, тревожных состояний, суицидальных мыслей. Для жертв школьного буллинга характерны более низкий уровень образования и зарплаты, выше риск безработицы. Социальные связи также страдают, участники обследования чаще говорят о неудовлетворенности жизнью. Негативный эффект буллинга сохраняется, даже при учете других факторов, таких как IQ, эмоциональные и поведенческие проблемы, социальный и экономический статус родителей.
Согласно оценкам сейчас в Великобритании 28% детей подвергаются нападкам в школе время от времени и 15% - часто.
Профессор Луи Арсено из Института психиатрии Королевского колледжа считает, что мы должны отказаться от представления, что нападки сверстников – неизбежная составляющая взросления. Учителя, родители и разработчики школьных программ должны понимать, что то, что происходит на школьном дворе, может иметь долговременные последствия.
По материалам King's College London
Фото: Diego Grez/Wikipedia