№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Нужны ли детям занятия музыкой

Ваш ребёнок не хочет ходить в музыкальную школу? Постарайтесь убедить его не бросать занятия – игра на музыкальном инструменте идёт на пользу развивающемуся детскому мозгу.

Мы часто жалеем детей, которых заставляют ходить в музыкальную школу, считая, что в обычной общеобразовательной школе на них и так падает большая нагрузка, а с дополнительным фортепиано-скрипкой-сольфеджио они вообще перестанут успевать что-либо, начнут уставать и т. д. Однако детям занятия музыкой на самом деле только на пользу, и речь идёт не только о расширении кругозора и воспитании разносторонней личности. Психологи из Вермонтского университета (США) утверждают, что занятия музыкой помогают детям управлять собственными эмоциями, усиливают внимательность и уменьшают тревожность.

Фото © Wavebreak Media / Фотобанк Лори

Во время взросления у детей меняется толщина коры мозга. Одни её участки могут утолщаться, другие – утоньшаться, и такие изменения отражаются на поведении: у ребёнка возникают проблемы с концентрацией внимания, снижается успеваемость, может появиться депрессия или повышенная агрессивность.

Психологам пришла в голову идея сопоставить изменения в коре мозга с занятиями музыкой (или с их отсутствием). Они проанализировали данные томографического сканирования мозга более двухсот детей и подростков от 6 до 18 лет.Как и ожидалось, занятия музыкой отражались в первую очередь на моторной коре, отвечающей за координацию движений. Но, кроме того, отличия были в тех зонах, которые отвечали за поведение, внимание, рабочую память, организацию и планирование действий. Влияние занятий музыкой было благоприятным – изменения в коре указывали на то, что она при этом быстрее созревает, то есть все вышеупомянутые функции относительно внимания, эмоций, поведения и т.д. должны работать как следует. Данные томографии подтверждались психологическими тестами, которые участники эксперимента выполняли несколько раз за те несколько лет, пока длились наблюдения. Результаты работы опубликованы в Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry.

Иными словами, даже если ребёнку не стать великим скрипачом или пианистом, занятия музыкой всё равно принесут пользу развивающемуся детскому мозгу. Хотя даже в таком случае вряд ли стоит загонять ребёнка в музыкальную школу силой.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее