№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

У берегов Крыма исследуют затонувший пароход

Корабль «Веста» прославился в сражении с турецким военным судном и затонул спустя десять лет в результате кораблекрушения.

Пароход «Веста», построенный в 1858 году, до русско-турецкой войны был торговым судном, но с началом боевых действий ему пришлось сменить «специальность» – на корабле установили несколько орудий. 11 июля 1877 года у берегов Констанцы (современная Румыния) «Веста» встретилась с турецким броненосным корветом «Фетхи-Буленд». Противник значительно превосходил русский корабль и по классу, и по оснащению. Больше пяти часов «Веста» отбивалась от него, но в итоге, получив значительные повреждения, она вывела турецкий корвет из боя.

Остатки «Весты». Фото: rk.gov.ru.
Находки с «Весты». Фото: rk.gov.ru.
Археолог Виктор Вахонеев с аппаратом «Гном». Фото: rk.gov.ru.
Айвазовский И. К. «Бой парохода „Веста“ с турецким броненосцем „Фетхи-Буленд“ в Чёрном море 11 июля 1877 года». Картина 1887 г.

В рапорте вице-адмирала Н.А. Аркаса говорилось об этом столкновении: «Честь русскаго имени и честь нашего флага поддержаны вполне. Неприятель, имевший броню, сильную артиллерию и превосходство в ходе, вынужден был постыдно бежать от железнаго слабаго парохода, вооруженного только 6-дюймовыми мортирами и 9-фунтовыми орудиями, но сильнаго геройским мужеством командира, офицеров и команды. Ими одержана полная победа, и морская история должна будет внести в свои страницы этот блистательный подвиг».

Члены экипажа были награждены орденами и знаками отличия. В 1880 году в Севастополе на братской могиле моряков «Весты», погибших в бою, установили памятник. Бой стал сюжетом нескольких картин, в том числе кисти И. К. Айвазовского.

Через десять лет после своего знаменитого боя пароход затонул в 16 километрах от мыса Тарханкут (Северо-Западный Крым): когда в одну из ноябрьских ночей 1887 года он шёл из турецкого Самсуна в Одессу, в него врезалось судно «Синеус». Весь экипаж «Весты» погиб.

Место крушения корабля обнаружили в конце 2015 года. Теперь сотрудникам Черноморского центра подводных исследований предстоит подробно изучить его. Михаил Шевчук, завотделом технического обеспечения центра, говорит, что остатки корабля, находящиеся на глубине 52 метра, сильно пострадали из-за тралового рыболовства. По его словам, корпус «Весты» сложился как карточный домик.

Сейчас археологи составляют планы кораблекрушения и поднимают на поверхность отдельные предметы. Обследовать «Весту» помогает «Гном» – специальный телеуправляемый аппарат. Среди находок экспедиции – парадная фарфоровая посуда производства фабрики Кузнецова, медная посуда с камбуза, осветительные фонари. Все они будут переданы в Музей подводной археологии в Феодосии.

Причиной русско-турецкой войны 1877–1878 годов был подъём национально-освободительного движения на Балканах. Турки жестоко подавили восстание в Болгарии (апрель-май 1876), а также победили в войне с Сербией и Черногорией. Попытки дипломатического решения конфликта не принесли результата, и Россия объявила войну. Воспользовавшись пассивностью турок, русские войска форсировали Дунай, захватили ключевой Шипкинский перевал и вынудили к капитуляции лучшие турецкие части в Плевне. От полного разгрома и падения Стамбула Османскую империю спасло только вмешательство Англии и Австрии.

Война заметно изменила политическую карту Европы и Передней Азии. Османская империя признала Болгарию вассальным княжеством, увеличились территории Сербии, Черногории и Румынии, Австрия оккупировала турецкую Боснию и Герцеговину, Россия вернула южную часть Бессарабии, а также присоединила несколько областей на Кавказе.

По материалам Госкомитета по охране культурного наследия Республики Крым.

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее