Обезьяны используют орудия труда столетиями
Орудиям труда, найденным на территории бразильских капуцинов, оказалось около 700 лет.
Давно известно, что обезьяны могут использовать орудия труда. Но как давно они этому научились – сто лет, тысячу, сто тысяч лет назад?
В Африке не так давно удалось найти орудия труда возрастом 4300 и 1300 лет, принадлежавшие когда-то шимпанзе, и до последнего времени то были единственные находки такого рода. Но сейчас уже, видимо, не единственные: исследователи из Оксфорда, наблюдавшие за бразильскими капуцинами, пришли к выводу, что они овладели орудиями труда как минимум 700 лет назад.
Современные капуцины, чтобы добраться до ядра ореха кешью, кладут орех на один камень и бьют по нему другим камнем, как молотком. Более того, у обезьян даже есть специальные места для «разделки» орехов – обычно как раз рядом с деревьями кешью – где сложены несколько подходящих камней. Причём капуцины ещё и выбирают камни поудобнее: камни-«молоты» – обычно кварцитовые булыжники, которые в несколько раз тяжелее, чем обычные камни в округе, а «наковальни» – плоские, из песчаника, и в несколько раз тяжелее «молотков».
Среди обезьян кто-то умеет бить орехи, кто-то нет, и молодые особи перенимают навык обращения с орудиями труда от старых. Чтобы узнать, когда именно у капуцинов зародилась эта славная традиция, Майкл Хаслем (Michael Haslam) с коллегами провели археологические раскопки на территории, занимаемой обезьянами.
В результате удалось найти несколько десятков камней, которые по форме и размерам были похожи на те, что используют современные капуцины, а масс-спектрометрический анализ показал, что на древних камнях и впрямь есть остатки орехов.
Самый старый из камней оказался здесь между 600 и 700 лет назад – задолго до того, как европейцы открыли обе Америки. То есть уже около сотни поколений обезьян колют орехи с помощью камней, не слишком тяготея к инновациям – старые камни мало отличаются от новых, современных. Статья про капуцинов должна скоро появиться в Current Biology.
В другой статье, опубликованной в Journal of Human Evolution, та же группа исследователей рассказывает про таиландских макак-крабоедов, у которых умение разбивать моллюсков и крабов тоже передаётся из поколения в поколение на протяжении десятилетий и у которых тоже есть специфические места, где скапливаются орудия труда.
С учётом новых данных не кажется таким уж невероятным, что и африканские шимпанзе способны хранить соответствующие традиции, пусть и на протяжении нескольких тысяч лет. Возможно, что вообще умение обращаться с орудиями труда пришло к приматам очень, очень давно – авторы обеих статей даже выдвигают своеобразную гипотезу, что ранние предки людей вполне могли освоить трудовые навыки, понаблюдав за тогдашними обезьянами.
По материалам Phys.org.