Верить в бога приятно
Религиозный экстаз сопровождается повышенной активностью мозговых центров удовольствия.
Что бы мы ни думали насчёт бога – есть он, нет ли его, добрый ли он, злой ли – религиозная вера представляет собой любопытный психоневрологический феномен, который, очевидно, сопровождается какими-то процессами в мозге. А это значит, что её можно изучать нейробиологическими методами – например, с помощью магнитно-резонансной томографии. Именно так и поступили исследователи из Университета Юты, экспериментировавшие с девятнадцатилетними мормонами, приверженцами наиболее многочисленной ветви движения святых последних дней.
Молодым людям (семи девушкам и двенадцати юношам, в недавнем прошлом занимавшимся миссионерской деятельностью) обеспечивали такую окружающую обстановку, в которой они могли бы испытать прилив религиозного чувства и почувствовать что-то вроде схождения Святого Духа. Обстановку обеспечивали с помощью речей духовных лидеров, цитат из Книги Мормона, религиозных видео с семейными ценностями и библейскими сюжетами и т. д. – все эти стимулы сложным образом чередовались друг с другом, и периодически у участников эксперимента спрашивали, «чувствуют ли они Дух, и если да, то насколько сильно».
По словам молодых мормонов, они чувствовали умиротворение и тепло, дыхание становилось глубже, сердце билось чаще, многие под конец были в слезах. В одном из вариантов опыта у них под рукой была кнопка, которую нужно было нажать на пике религиозного чувства – и многие её нажимали. Мысли о Спасителе, о том, что самого человека и его близких ждёт жизнь вечная, о небесном благе и пр. вызывали у людей вполне чёткие реакции, как телесные, так и душевные. Но авторов работы интересовало, что при этом происходит в мозге – и оказалось, что при «схождении Духа» активировался центр удовольствия, который входит в систему подкрепления.
Напомним что система подкрепления, в которую входит целый ряд участков мозга, в прямом смысле даёт нам чувство удовольствия от чего угодно – от еды, от секса, от работы, от наркотиков, от исполнения долга, причём удовольствие ощущается как награда, как реализация некоего желания, как достижение какой-то цели. (Понятно, какую большую роль система подкрепления играет в мотивации и целеполагании.) В статье в Social Neuroscience говорится, что пик активности центра удовольствия случался за 1–3 секунды перед тем, как участники эксперимента нажимали на вышеупомянутую кнопку – то есть за 1–3 секунды до ощущения ими религиозного экстаза.
То есть по крайней мере один плюс в религиозном чувстве есть – верить в бога, как оказалось, приятно, если, конечно, вера крепка. Впрочем, сами верующие, скорее всего, и раньше знали про собственные приятные ощущения от Святого Духа, только теперь эти ощущения получили нейробиологическое обоснование. Сам собой тут напрашивается МРТ-способ точного измерения крепости веры: слёзы и частое дыхание-то изобразить несложно, а вот поди-ка простимулируй усилием воли собственную систему подкрепления где-то в мозге. Заметим также, что для полноты картины не хватает таких же данных по другим конфессиям – было бы интересно сравнить работу центров удовольствия у приверженцев разных ветвей христианства, ислама, буддизма, не говоря уже про индуизм. (Впрочем, в последнее время весьма активно исследуются восточные поведенческие практики, относящиеся религии и включающие в себя разнообразные формы медитации.)
Однако вряд ли «нейросопровождение» религиозного чувства ограничивается одной лишь системой подкрепления – всё-таки это весьма сложный феномен. В той же статье авторы говорят, что, кроме центра удовольствия, в мозге активировались участки коры, которые обычно срабатывают во время моральные рассуждений, необходимости оценить чью-либо правоту, а также те, которые отвечают за концентрацию внимания. Возможно, что дальнейшие исследования усложнят нейробиологический портрет «веры в бога».