Материнство меняет мозг
Во время беременности доля серого вещества в некоторых областях мозга уменьшается, и такие изменения сохраняются в женском мозге, по меньшей мере, ещё два года после родов.
Два года назад мы писали о том, как отцовство меняет мужчин. Появление ребёнка в буквальном смысле переформатирует мужской мозг по подобию женского: у мужчин активируются специфические структуры, отвечающие за «семейные» взаимодействия и за эмоции, и такая родительская сеть у мужчин активируется тем сильнее, чем больше они заботятся о ребёнке. Изменения происходят не только на уровне мозга в целом, но и на уровне отдельных нейронов.
Если даже мужской организм реагирует на появление потомства, то можно себе представить, что происходит с женщинами – ведь они, в отличие от мужчин, ребёнка ещё и вынашивают, и вскармливают. Физиологию и психологию материнства исследуют очень давно, и сейчас мы уже довольно много знаем и о той гормональной буре, которая поднимается в женском организме после зачатия, и о том, что происходит с сердечно-сосудистой системой, с обменом веществ и т. д. Очевидно, что женский мозг тоже меняется, иначе почему бы беременные жаловались на забывчивость и на то, что им трудно сконцентрироваться. Однако сопутствующие материнству мозговые изменения долгое время исследовали только на животных (в частности, эксперименты на крысах показали, что их мозг настраивается на более эффективный поиск пищи), а вот что при этом происходит в мозге у людей, оставалось во многом тайной.
Тайну решили раскрыть нейробиологи из Автономного университета Барселоны, которые вместе с коллегами из Лейденского университета и Валенсийского института бесплодия проанализировали изменения в мозге у 25 женщин, у которых никогда не было детей, но которые собирались их завести в ближайшее время. Мозг сканировали с помощью магнитно-резонансной томографии до беременности и затем ещё несколько раз после беременности и после родов. Полученные данные сравнивали с тем, что происходит с мозгом у девятнадцати мужчин, которые в первый раз стали отцами; в качестве контрольной группы выступали два десятка женщин, которые не рожали и не беременели ни до, ни во время исследования.
В статье в Nature Neuroscience авторы пишут, что у беременных в некоторых областях мозга уменьшалась доля серого вещества. Происходило это в гиппокампе, который служит одним из основным центров памяти, и в зонах, контролирующих социальную жизнь – в тех, которые помогают нам по поступкам и выражению лица другого человека понять, чего он желает и каковы его намерения. Причём, что любопытно, участки мозга, утратившие серое вещество по случаю беременности, потом сильнее реагировали на фото именно собственного ребёнка, нежели на фото других детей. Кроме того, результаты психологических тестов показали, что чем сильнее у матери «похудел» мозг, тем сильнее она привязана к ребёнку. Корреляция была настолько сильной, что компьютер мог просто по состоянию мозга на МРТ-скане определить, принадлежит ли он беременной женщине или небеременной.
Два года спустя у половины участниц эксперимента мозг снова просканировали, и оказалось, что серое вещество у них по-прежнему в недостаче – кроме гиппокампа, где большая часть утраченного серого вещества восстановилась.
Уменьшение серого вещества кажется на первый взгляд чем-то плохим, однако подобные процессы часто сопровождают перенастройку мозга, его адаптацию к новым функциям. То же самое происходит, например, у подростков, которые по мере взросления по-новому оценивают социальные связи и вообще по-новому начинают смотреть на мир вокруг. Что до матерей, то ведь и им с появлением ребёнка нужно как-то по-новому себя вести, и прежние социальные связи и жизненные приоритеты у них определённо требуют переформатирования.
Ни у мужчин, ни у «контрольных» женщин, которые не рожали и не беременели, подобных изменений в мозге не было. Однако, по мнению некоторых специалистов, чтобы окончательно убедиться, что дело именно в беременности, а не в стрессе, связанном с уходом за новорождённым и т. д., похожее исследование следует провести с родителями, которые взяли приёмного ребёнка, а также с теми, кто воспользовался экстракорпоральным оплодотворением и услугами суррогатной матери.