№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Было ли у неандертальцев эстетическое чувство?

Насечки на вороньей кости, найденной на крымской стоянке неандертальцев, говорят о том, что неандертальцы чувствовали равномерность и регулярность.

На стоянке Заскальная VI в Крыму, в археологическом слое, в котором были каменные орудия и останки неандертальцев, обнаружили также кость ворона обыкновенного. Кость датируется временем между 38 и 43 тыс. лет назад, однако примечательна она не столько своим возрастом, сколько своеобразными насечками, которые оставили на ней неандертальцы.

Реконструкция внешнего вида неандертальца. (Фото: Fabio Fogliazza / Human Evolution Museum (MEH) – Junta de Castilla y León (Spain).)
Кость с насечками со стоянки Заскальная VI. (Фото: Francesco d'Errico.)
Эксперимент по нанесению насечек на кость. (Фото: Francesco d'Errico.)

В статье в PLOS ONE, в которой описана находка, говорится, что эти насечки сделали намеренно. И интересно, что делали их, судя по форме и глубине, в два этапа: сначала мастер процарапал пять бороздок, но они получилось не очень аккуратными – расстояния между отдельными насечками оказались неодинаковыми. И поэтому на кости появились ещё две – в промежутке между первыми.

Зачем были нужны насечки, до конца непонятно. Возможно, с ними кость было удобнее держать. Но нельзя исключить, что перед нами примитивный орнамент: если бы функция насечек была утилитарной, мастер не стал бы заботиться о том, насколько равномерно они нанесены.

Примечательно, что надрезы старались сделать на одинаковых расстояниях друг от друга. Это говорит о том, что у того, кто их делал, были эстетические представления о регулярности и равномерности. Долгое время считалось, что эстетическое восприятие возникло только у Homo sapiens, никак не у Homo neanderthalensis. Однако кость ворона с крымской стоянки показывает, что и неандертальцы умели как-то ценить красоту – по крайней мере, в виде регулярных насечек.

Вообще, в последние годы появляется всё больше исследований о том, что неандертальцы вовсе не были такими уж примитивными родственниками сапиенсов, как считалось многие годы. Так, они были знакомы с загонной охотой на крупных животных, а значит, могли коммуницировать друг с другом и планировать совместную работу.

Рацион неандертальцев также мало чем уступал диете H. sapiens. Они ели не только мясо, но и растения (некоторые травы и клубни, а также зёрна), и птиц. А использование охры для росписи по телу и найденные на их стоянках украшения говорят о том, что у них могли быть определённые ритуалы и символика.

По материалам The International Business Times.

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее