В Крыму нашли мост для Екатерины II
Малый каменный мост в Белогорском районе стал самым старым инженерным сооружением в Крыму.
Сотрудники Института археологии РАН обнаружили при раскопках в зоне строительства крымской автотрассы «Таврида» каменный мост, построенный к путешествию императрицы Екатерины II в южные области Российской Империи в 1787 году. Мост нашли в Белогорском районе у деревни Некрасово (бывш. Мелек).
Екатерина II много путешествовала по России, историкам известны по меньшей мере восемь ее поездок. Например, в 1767 году она совершила плавание по Волге, добравшись до Симбирска, а в 1780 году побывала в западных губерниях. Но ее путешествие в 1787 году в Крым, незадолго до того отвоеванный у Турции, превзошло все предыдущие.
Эта поездка продолжалась более полугода – с января по июль, императрицу сопровождала свита из более трех тысяч сановников и придворных. В Киеве к путешественникам присоединились австрийский император Иосиф II, польский король Станислав-Август и светлейший князь Григорий Потемкин.
К приезду Екатерины повсюду ремонтировали и строили мосты, дороги и здания, вдоль маршрута устанавливали каменные дорожные знаки – так называемые «екатерининские мили». Распоряжение о грандиозном, по тем временам, дорожном строительстве было отдано Потемкиным. По замыслу князя, тракт должен был стать «во много крат краше» древнеримских дорог, которые в то время были эталоном дорожного строительства.
Маршрут императрицы по Таврической губернии пролегал через Перекоп, Ак-Мечеть, Севастополь, Бахчисарай, Карасубазар (совр. Белогорск) в Феодосию. Отрезок пути от Карасубазара до Феодосии проходил значительно севернее современного шоссе и на многих участках совпадает со строящейся трассой «Таврида». Арочный однопролетный Малый каменный мост, найденный археологами, по всей видимости, был построен к приезду Екатерины вместе с другими инженерными сооружениями участка тракта из Карасубазара (совр. Белогорск) в Феодосию. Его возвели над ручьем Ашиль (левый приток реки Булганак), который полностью пересох к концу XIX века. Название моста, хотя и условное, не лишено смысла, так как по картам XIX века к западу от него на реке Кучук-Карасу изображен мост большего размера.
Конструкции Малого каменного моста тщательно сложены из тесанного природного камня на растворе. Длина моста – около 30 метров, ширина – около 8 метров, ширина арки – не более 2 метров. По сторонам моста возвышался парапет – ограждение из крупных тесаных каменных блоков. Позднее он обрушился.
На некоторых блоках парапета и арок были обнаружены процарапанные или вырезанные надписи. В основном это инициалы или фамилии лиц, в разное время проезжавших здесь. Среди русских имен встречена и надпись латиницей. На одном из камней арки процарапана дата – 1861 год.
В XIX веке мост несколько раз перестраивали и ремонтировали. В деталях перестроек еще предстоит разобраться. Не исключено, что и до моста тут были какие-то конструкции, помогающие перебраться через ручей. Судя по старым картам и обнаруженной на камнях дате, сооружение использовалось как минимум до 60-х годов XIX века.
В XVIII–XIX веке тракт Карасубазар – Феодосия был довольно оживленным. Это подтверждают и находки, сделанные при раскопках моста, в первую очередь, конские подковы и детали упряжи. Попадаются и монеты середины XIX в, но их немного. Отдельно следует отметить находку пулелейки и семи свинцовых пуль. Вероятно, у моста находился постоянный пост, что совершенно неудивительно, так как именно здесь сходились две дороги: одна шла с востока из Феодосии, вторая – с юго-востока из Судака. В наше время от почтового тракта XVIII–XIX века с его многочисленными мостами почти ничего не осталась. И открытый мост является единственным сохранившимся и самым старым архитектурно-инженерным сооружением в Крыму.
По материалам пресс-службы Института археологии РАН.