«Гималайские йети» превратились в медведей
Снежные люди из Гималаев оказались тремя медведями и одной собакой.
Легенды о йети, или снежном человеке, наверно, можно услышать везде, где есть мало-мальски высокие горы, хотя наибольшей популярностью пользуются йети Гималаев, Алтая и гор Северной Америки. При этом, если говорить о Бутане, Непале или Тибете, то в их фольклоре снежный человек поселился давно, много веков назад. В наше время о йети более-менее заговорили, когда в 1951 году знаменитый альпинист Эрик Шиптон спустился с Эвереста с фотографиями гигантских следов, похожих на человеческие. С тех пор дискуссии о том, кем могут быть йети, не утихают: кто-то называет их последними неандертальцами на Земле, кто-то полагает, что йети – гигантские человекообразные обезьяны гигантопитеки (которые вымерли ещё в миллион лет назад), кто-то считает, что это гибриды людей и каких-то других приматов.
Впрочем, у биологов на сей счет есть свое мнение. Легендами в случае с йети, естественно, дело не ограничивается, и вашему вниманию могут предложить шерсть, кости и некоторые другие фрагменты снежного человека, которые в некоторых местах (в первую очередь в Гималаях) местные жители собирают уже на протяжении многих лет. И в волосах, и в костях есть ДНК, и вот несколько лет назад генетики решили узнать, что же за ДНК находится в шерсти, которую выдают за шерсть йети. Об этой работе мы писали: оказалось, что шерсть йети может принадлежать кому угодно – коровам, лошадям, людям, оленям, койотам и пр., – но только не «неизвестному человекообразному примату».
Однако в той работе был один интересный нюанс: ДНК двух образцов из Бутана принадлежала полярным медведям. Можно было предположить, что мы с имеем дело с каким-то гибридом полярного и бурого медведя, что когда-то, давным-давно, в Гималаях жили полярные медведи, которые потом исчезли отсюда, оставив свой генетический след. Однако, по мнению Шарлотты Линдквист (Charlotte Lindqvist), специалиста по эволюционной биологии из Университета Баффало, такие события по разным причинам кажутся маловероятными.
Линдквист и ее коллеги решили еще раз проанализировать ДНК «гималайских йети». Исследователи собрали девять биологических образцов, среди которых были кости, зубы, кожа, шерсть и даже фекалии – и оказалось, что восемь из девяти принадлежали медведям: гималайскому, тяньшанскому бурому и тибетскому бурому. Девятый же образец был собачий.
В общем, никаких невероятных медвежьих гибридизаций, очевидно, в Гималаях не было. В то же время, поскольку авторам работам для сравнения пришлось проанализировать ДНК местных медведей, то удалось выяснить некоторые любопытные моменты их эволюции. В частности, как говорится в статье в Proceedings of the Royal Society B, тибетский бурый медведь оказался близком родственником других бурых медведей из Северной Америки, Европы и Азии, а вот тяньшанский бурый медведь стоит от прочих немного особняком – его линия откололась от других бурых медведей около 650 тыс. лет назад.
Что до самих снежных людей, то не стоит думать, что «образцы йети» есть всегда результат преднамеренного мошенничества. Наша психология – штука сложная, и вера в мифическое существо способна сильно влиять на восприятие человека: нам и впрямь может показаться, что мы видели «что-то такое», так что потом мы будем выдавать найденную на месте происшествия шерсть за доказательство существования йети. Что ж, в этом случае очень кстати оказываются новейшие методы генетического анализа; то, что результаты работы опубликовали в уважаемом научном журнале, добавляет им веса.