№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Болит ли голова у дятла?

Несмотря на сильную биомеханическую защиту, мозг дятлов, видимо, все же ощущает на себе какие-то последствия их ударного труда.

Черный дятел, или желна. (Фото: Matti Leikkanen / Flickr.com)
Каролинский меланерпес. (Фото: ragtops2000 / Flickr.com)

От постоянной долбежки по деревьям у дятлов неминуемо должно было бы случиться сотрясение мозга, если бы не целый ряд защитных приспособлений. Благодаря особому строению головы и костей черепа лишь небольшая часть (0,3%) энергии от ударных нагрузок действует непосредственно на мозг, а остальное распределяется по всему телу. Тем не менее, как выяснили исследователи из Бостонского университета, нельзя сказать, что дятлы долбят совсем без последствий для себя.

Сотрясение мозга можно увидеть по характерным молекулярным признакам: в нервной ткани появляются белковые отложения, свидетельствующие о регулярных травматических воздействиях. Впервые мозг дятлов проверили на предмет таких молекулярных признаков еще 1976 году, и никаких признаков травм у них тогда не нашли. Та работа весьма воодушевила биологов, которые стали активно изучать биомеханику дятлов и их адаптации к такому своеобразному образу жизни.

Однако, как пишет портал Science, методы, с помощью которых в то время можно было исследовать мозг, были не очень совершенны, и вполне возможно, что тогда в мозгах у дятлов чего-то не заметили. И вот сейчас Джордж Фара (George Farah) и его коллеги решили еще раз проверить, действительно ли у дятлов с головой все настолько хорошо, как принято считать. Для анализа взяли образцы ткани мозга нескольких видов дятлов и сравнили их с образцами, взятыми у трупиалов, которые никаких деревьев не долбят.

В результате в восьми из десяти дятловых образцов удалось обнаружить белковые отложения; причем особенно много их было в передней части мозга – там же, где они при травмах накапливается и у людей. У трупиалов же никаких подозрительных белковых отложений не было. У авторов работы возникло подозрение, что это белок тау, который накапливается в нервной ткани при травматических энцефалопатиях (заодно нельзя не вспомнить, что скопления белок тау считаются одной из причин болезни Альцгеймера).

Образцы мозга решили проверить уже именно на тау. Правда, с семью образцами метод не сработал вообще – то есть невозможно было сказать, тау там или не тау. Но из трех оставшихся, с которыми метод сработал, у двух дятлов был именно белок тау. Полностью результаты экспериментов опубликованы в PLoS ONE.

Можно предположить, что скопления тау как-то сказываются на самочувствии дятлов. Но пока что это остается только гипотезой: вовсе не обязательно, что тот белок, который удалось увидеть, действительно свидетельствует о каких-то патологических процессах.

Сам по себе тау нужен нейронам, чтобы поддерживать их структуру, однако при травмах он выходит из клеток и образует пресловутые скопления. То есть, с одной стороны, у дятлов – по крайней мере, у некоторых – мозг все же чувствует какое-то воздействие, с другой стороны, их антиударные анатомические ухищрения все-таки играют свою роль. Чтобы узнать, страдают ли дятлы головой, нужно тщательно сопоставить их поведение с состоянием мозга.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее