Сколько мутаций появляется у нас с возрастом?
Число мутаций в человеческих клетках с возрастом возрастает десятикратно, однако далеко не всегда они приводят к чему-то плохому.
В наших клетках постоянно появляются мутации, то есть дефекты в ДНК: где-то генетическая «буква» вообще выпадет, где-то одна «буква» заменится другой, и пр. Разумеется, в клетках есть специальные ремонтные белки, которые стараются исправлять подобные погрешности. Однако со временем ремонтные (репарирующие) системы начинают работать плохо, и неисправленных мутаций в клетках возникает всё больше.
Исследователи из Института Сенгера решили посчитать, сколько мутаций в человеческих клетках появляется в разное время жизни. Для этого у девяти людей, умерших в возрасте от 20 до 75 лет, брали клетки пищевода, чтобы прочесть их ДНК. Оказалось, что если у двадцатилетнего можно найти несколько сотен мутаций на одну клетку, то с возрастом их становится более двух тысяч. Необходимо подчеркнуть, что все участники эксперимента были здоровы и ни у кого в семье не было случаев рака пищевода – то есть наследственных раковых мутаций у них быть не могло.
Многие из дефектов ДНК вполне безобидны, однако нашлись и такие, которые обычно сопутствуют онкологическим проблемам. Например, мутации в гене TP53: их находят почти во всех злокачественных опухолях пищевода, но притом они есть в 5–10% вполне нормальных клеток. А мутации в гене NOTCH1, управляющем клеточным делением, были почти в половине клеток, взятых от людей средних лет. Подробно результаты исследования описаны в Science.
Необходимо подчеркнуть, что все клетки, в которых нашли эти сотни и тысячи мутаций, не были злокачественными. Конечно, не факт, что они и дальше оставались бы таковыми, и вполне возможно, что кому-то из тех, кто участвовал в исследовании, было бы неплохо регулярно проверяться на предмет рака пищевода. С другой стороны, присутствие раковых мутаций в нормальных клетках заставляет тщательнее присмотреться к тому, как возникает злокачественная опухоль: очевидно, что одной только плохой мутации тут недостаточно, и необходимо учитывать весь спектр ДНК-дефектов – среди них одни могут помогать или мешать другим, и от этого будет зависеть судьба клетки и организма в целом.