Собаки знают, чего они не знают
Способность оценивать собственную компетентность обнаружили и у собак.
Мы не только знаем какие-то факты, правила и т. д., но и осознаём наше знание. Например, мы знаем таблицу умножения – и мы знаем, что мы её знаем. Одновременно мы также знаем, что чего-то не знаем – например, французский язык, или астрофизику, или как управлять самолётом. Способность осознавать своё знание или незнание называют метасознанием. Как водится, довольно долго его считали исключительно человеческим свойством, но потом оказалось, что собственную компетентность могут оценивать обезьяны, дельфины и даже крысы. Стоит ли потому удивляться, что исследователи из Института человеческой истории Общества Макса Планка и Йенского университета им. Фридриха Шиллера обнаружили признаки метасознания у собак?
В эксперименте собаку ставили перед двумя V-образными загородками-ширмами, за которыми была спрятана еда или игрушка, и нужно было показать, что ты знаешь, где они лежат. В некоторых случаях животные видели, что куда прячут, в других – нет. Но если они не видели, где спрятана еда или игрушка, они могли подсмотреть: между половинками загородки оставалась щель, куда можно было заглянуть. И если собаки действительно понимают, что чего именно они не знают, они будут чаще подбегать к щели в ширме, чтобы узнать, где награда.
Правда, может быть и так, что стремление искать дополнительную информацию заложен у псов прямо в инстинктах, иными словами, такое поведение не обязательно зависит от понимания собственной осведомлённости. Но это, впрочем, легко проверить, если речь идёт о менее ценных и более ценных вещах. Например, потерянные ключи от квартиры мы будем искать с большим усердием, чем столовую ложку (если, конечно, она у нас не одна-единственная на весь дом). И человекообразные обезьяны, когда им предлагали в похожих экспериментах более питательную еду и менее питательную, старались больше узнать про более питательное угощение. Вот и опыт с собаками организовали аналогичным образом: они должны были понять, где спрятана более вкусная еда или менее вкусная еда, или, в другом варианте, еда или игрушка.
В статье в Learning & Behavior говорится, что если собаки изначально не знали, где спрятана награда, они чаще старались заглянуть в щель в загородке, и чаще они подбегали смотреть именно туда, где за загородкой было спрятано что-то интересное. Причём если нужно было выбрать между игрушкой и едой, большую заинтересованность они проявляли по отношению к игрушке. С более и менее вкусной едой различий не было, вероятно, потому, что собаки приходили в настолько восторженное состояние, что не могли отличить одно от другого. Наконец, был ещё один вариант эксперимента, когда между подглядыванием в щель и получением награды проходило разное время, от 5 секунд до двух минут. Но даже если времени было много, псы вовсе не старались потратить его на поиски дополнительной информации, хотя угадывали они всё равно не со 100-процентной точностью. Очевидно, желание искать эту самую информацию у собак сравнительно быстро упирается в какой-то когнитивный потолок.
Стоит уточнить, что псы не только пытались заглянуть в щель, но и принюхивались к ней. И сами авторы говорят, что пока мы видим только определённые признаки метасознания, и что в перспективе они хотят поставить более строгие эксперименты, с помощью которых можно будет точно понять, какие органы чувств собаки используют в первую очередь, чтобы узнать то, чего они не знают.