Гончары «Тёмных веков» Греции оказались странниками
Об этом рассказала керамика с острова Эгина – её состав и технология изготовления.
На рубеже XIII и XII веков гончары острова Эгина (рядом с Афинами) переселились на север – на берега Эвбейского залива, а затем странствовали по региону. К такому выводу пришёл польский археолог Бартломей Лис (Bartłomiej Lis), который исследовал эгинскую керамику.
В археологии тема миграций всегда довольно спорная: если похожие предметы находят в разных уголках того или иного региона, то они вызывают вопрос: отражают ли они миграцию людей, идей (технологий) или предметов (обмен, торговля)? В последние годы на этот вопрос всё чаще отвечают с помощью анализа ДНК или изотопов, но эти исследования стоят дорого, а потому доступны не всем. Бартоломей Лис показал, что эту же проблему иногда можно решить традиционными методами.
Он исследовал весь процесс изготовления керамики на Эгине – от приготовления глины до обжига, в том числе с помощью петрографического метода (заимствован из геологии). Затем он сравнил фрагменты сосудов с острова с находками из других регионов Греции.
Оказалось, что эгинская керамика имеет ряд характерных признаков, один из наиболее заметных – изготовление стенок сосуда без гончарного круга. Такие сосуды через какое-то время после изготовления на Эгине появляются на берегах Эвбейского залива – водного пути, который вёл от Афин и Саронического залива на север. О том, что мигрировали не идеи или предметы, свидетельствует керамическое тесто: несмотря на то, что гончары использовали прежнюю технологию, работать они предпочитали с местным сырьём.
Бартоломей Лис говорит, что прослеживаются два этапа миграций – сначала гончары переселились севернее, на берега Эвбейского залива, потом передвигались по этому региону с места на место. По его мнению, странствия гончаров, скорее всего, были вынужденными. Конец XIII в. до н.э. – это начало дорийского вторжения, приведшего к упадку микенской цивилизации (и начало периода «Тёмных веков»). Очевидно, эти события отразились на торговле, и гончарам пришлось искать новые рынки сбыта своих изделий.
Кроме того, долго оставаться на месте могло быть небезопасно: около 1200 г. до н.э. процветающие поселения на Эгине и в её окрестностях опустевают. Керамика – пока что единственный маркер, который подтверждает переселение эгинцев.
Кем именно были «странствующие гончары», мужчинами или женщинами – определить пока невозможно. Во многих культурах изготовление керамики – женских рук дело, но этнографические наблюдения показывают, что постоянно переезжать свойственно не им, а гончарам-мужчинам.
По материалам PAP – Science in Poland.