Утечка мозгов: можно ли повернуть процесс вспять?
Массовый отъезд российских ученых за границу, начавшийся в конце 1980-х годов, продолжается до сих пор. Как относиться к этому явлению? Считать ли его частью процесса глобализации или следует предпринять неотложные меры по спасению отечественной фундаментальной науки? Рассмотреть проблему «утечки мозгов» со всех сторон решили участники подиум-дискуссии, состоявшейся 21 апреля 2006 года в рамках конференции «Молодые ученые России», которую ежегодно проводит благотворительный фонд Дмитрия Зимина «Династия».
Согласно оценкам ЮНЕСКО, к середине 1990-х годов потери России от утечки умов превысили 30 миллиардов долларов. Сюда включены расходы на образование и повышение квалификации, упущенная выгода, потери от снижения уровня научных кадров и т.д. По некоторым данным, с конца 1980-х годов Россию покинули до полумиллиона ученых (по другим оценкам меньше, несколько десятков тысяч человек). Если поначалу уезжали исследователи с именем, то сейчас основная масса научных мигрантов – молодежь, те, кто недавно окончили ВУЗ или аспирантуру.
Основных причин научной миграции три: низкая зарплата, отсутствие необходимого для работы научного оборудования и невозможность получить жилье. Именно жилищная проблема часто оказывается решающим фактором для аспирантов, приехавших в крупные научные центры из провинции, поскольку после защиты диссертации они лишаются права на общежитие.
Утечка умов характерна не только для России, но и для многих других стран. В Испании и Китае действуют государственные программы, направленные на возвращение ученых обратно на родину.
Какие меры в отношении фундаментальной науки необходимы и достаточны с точки зрения государства? На этот вопрос попытался ответить министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его мнению, государственная поддержка должна делиться на две части: во-первых, сохранение и развитие научной среды, которая позволяет свободно заниматься базовыми исследованиями, а во-вторых – финансирование отдельных приоритетных направлений. И самая сложная проблема – кто и как, по каким критериям будет эти приоритеты определять.
Директор ФИАН академик Геннадий Месяц подчеркнул, что из-за утечки мозгов образовался огромный разрыв между старшим поколением и молодежью. Россия всегда была сильна научными школами, в которых идет передача знаний из поколения в поколение, и образовавшаяся пропасть – большая угроза для преемственности в науке.
Процесс глобализации надо учитывать и использовать, считает физик-теоретик Александр Алоджанц, получатель гранта «Династии». Для молодых ученых чрезвычайно полезно поработать некоторое время за рубежом. Даже в не самом богатом западном университете есть и полный доступ к информационным ресурсам, и современное оборудование. Кроме того, работая в одной научной группе с коллегами из разных стран, молодой исследователь приобретает неоценимый опыт международной интеграции. Парадокс в том, что сейчас проще уехать на работу за рубеж, чем в другой научный центр в пределах России – даже на короткое время. Поэтому следует подумать о создании конкурсных позиций для молодых кандидатов и докторов наук по приоритетным направлениям. Если такие позиции обеспечить необходимой зарплатой и служебным жильем, они позволят привлекать в российские научные центры талантливую молодежь со всей России, а также из стран СНГ.
В фонде «Династия» считают, что создание в нашей стране условий для жизни и работы талантливых ученых – перспективная область сотрудничества государства и частных фондов. За три года существования программы поддержки молодых ученых фонд выделил 150 трехлетних грантов для аспирантов и молодых физиков. Многих это удержало от эмиграции, а три человека даже вернулись из-за границы. Однако, как отметила исполнительный директор фонда «Династия» Елена Чернышкова, в одиночку частные фонды с проблемой утечки мозгов не справятся. Нужна концентрация усилий и средств государственных и частных структур.
Подиум-дискуссия стала одним из мероприятий Года благотворительности в России. Год благотворительности - это инициатива нескольких частных фондов и бизнес-корпораций, направленная на пропаганду благотворительности и вовлечение в нее как можно большего числа людей.