В Каповой пещере найден путь доисторического художника
Археологи проследили маршрут художника Ледникового периода по каплям краски, оставленным им на полу и стенах пещеры.
Капова пещера, расположенная на территории Башкирии, не перестаёт радовать археологов следами древних людей и особенно — наскальными рисунками эпохи палеолита. Первая находка такого рода была сделана ещё в 1959 году зоологом Александром Рюминым, и с тех пор исследователи проводят регулярные поиски новых следов, оставленных доисторическими художниками в этой местности. На сегодня в пещере обнаружено около 200 рисунков, среди которых древнейшее в мире и единственное в Европе палеолитическое изображение верблюда.
Однако больше половины сохранившихся изображений потеряли первоначальный вид и со временем превратились в размытые пигментированные красные пятна. Но даже размытые пятна охры могут многое рассказать о прошлом пещеры. Как сообщает пресс-служба МГУ, студентам и учёным исторического факультета удалось обнаружить древнюю тропу — путь, который прошёл доисторический художник, живший 17–19 тысяч лет назад. Следы художника Ледникового периода представляют собой капли, мазки и пятна красного пигмента, оставленные им на полу и стенах пещеры.
«Обнаружить и зафиксировать маршруты передвижения палеолитических людей в пещерах — большая, даже огромная редкость в практике археологов. Подобные "тропинки" известны в очень небольшом числе пещер с палеолитическими настенными изображениями во Франции и Испании. Теперь одной из основных задач становится сохранение этих редчайших свидетельств поведения доисторического человека в подземном святилище», — отмечает руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, доктор исторических наук Владислав Житенёв.
Найденные следы соединяют между собой обнаруженные ранее наскальные рисунки. Маршрут художника был проложен в самом большом зале пещеры — зале Хаоса, в котором ранее уже находили рисунки эпохи палеолита: от панно «Лошади и знаки» с изображением верблюда, где были найдены вещества для приготовления краски, до наскальной фигуры зооантропоморфа — фантастического человекообразного существа с зачатками хвоста.
Исследователи предположили, что художник двигался по тропе не один. Вместе со следами уже разведённой водой и некогда жидкой красной краски, были найдены и частицы веществ, необходимых для её приготовления, а также камни, окрашенные тем же пигментом, что говорит о наличии спутника, который мог сопровождать древнего художника. Кроме того, на сводах пещеры были найдены рисунки, сделанные чёрными и коричневато-бурыми пигментами, принадлежащие, скорее всего, другому художнику, так как найденные до этого времени работы были выполнены преимущественно красным пигментом.
Однако до сих пор нельзя сказать, что загадки Каповой пещеры закончились. В ней известны несколько тайников: перевёрнутых окрашенных камней, скоплений краски, иногда спрятанных под крупными глыбами. Свежая находка позволит исследователям связать найденные до этого скопления краски с наскальными рисунками и попытаться объяснить природу их происхождения.
По материалам пресс-службы МГУ.