Взрослую депрессию можно предсказать в юности
Вероятность депрессии у взрослых людей будет выше, если их мозг ещё в подростковом возрасте слабо реагировал на награду.
Психоневрологические расстройства возникают по совокупности внешних и внутренних причин: внешние — это обстоятельства жизни, внутренние — врождённые характеристики нервной системы. Некоторые её особенности проявляются вскоре после того, как ребёнок появился на свет. Например, два разных младенца часто по-разному реагируют на один и тот же предмет, на одну и ту же игрушку: один смеётся и тянется к ней руками, а другой вдруг пугается и начинает плакать. И дело тут не обязательно в каком-то мимолётном настроении. Просто одному свойственна психическая заторможенность — и это тот, который часто пугается; другой же, наоборот, незаторможенный — он обычно рад всему, что ему ни покажи.
Известно, что у тех, у кого ещё в детстве проявилась заторможенность, впоследствии (то есть в подростковом возрасте) развивается хроническая тревожность, особенно в том, что касается социальной жизни. Тревожность идёт рука об руку с депрессией: у тревожных людей по мере взросления вероятность депрессии выше на 50–60%, чем у тех, у кого тревожности нет. Однако чтобы более точно оценить вероятность депрессии, нужно знать о психике что-то ещё, кроме заторможенности и тревожности.
Сотрудники Мэрилендского университета, Техасского университета в Далласе и Национального института психического здоровья больше двадцати лет наблюдали за 165 людьми, родившимися между 1989 и 1993 гг. Наблюдать за ними начали, когда им было около четырёх месяцев — у них оценивали психическую заторможенность. Когда они стали подростками, их пригласили на обследование мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. В аппарате для томографии им нужно было выполнить некое задание, за которое они получали небольшую сумму денег. Предвкушение награды обычно активирует комплекс нервных центров в мозге, которые называются системой подкрепления, или системой вознаграждения. В систему подкрепления входят некоторые зоны полосатого тела (стриатума), которые довольно вяло работают у взрослых людей с депрессией — известно, что депрессия связана с аномалиями в системе подкрепления.
У подростков в эксперименте полосатое тело по-разному реагировало на деньги, у кого-то сильнее, у кого-то слабее. К двадцати шести годам у некоторых участников исследования проявились явные депрессивные симптомы — это были те, кто ещё в младенчестве продемонстрировал психическую заторможенность и у кого в подростковом возрасте полосатое тело слабее реагировало на скорую награду. Для тревожности такой связи не обнаружилось, то есть она от активности полосатого тела не зависела. То есть, если пытаться предсказать психическое будущее, то вместе с заторможенностью/незаторможенностью нужно анализировать не тревожность, а особенности системы подкрепления — точнее, одного из её центров. И если всё это можно проанализировать ещё для подростка, то, повзрослев, он уже будет знать, каких сюрпризов от психики ему стоит ждать и как от них уклоняться.
Результаты исследований опубликованы в JAMA Psychiatry.