Сонное вдохновение
С помощью устройства, контролирующего самую первую фазу сна, можно разбудить собственные творческие способности, причём не только разбудить, но и направить их на конкретную тему.
О том, что сон подстёгивает творческое воображение, говорят давно, достаточно вспомнить бесконечные исторические анекдоты о великих людях, которые, поспав, решали сложную научную задачу или создавали произведение искусства. Сейчас, когда связь сна и творчества стали изучать методами нейробиологии, пробуждение творческих сил сдвинулось на стадию сна под названием N1. Мы знаем, что есть сон быстрый, или REM-сон, с быстрыми движениями глаз, и медленный сон, или NREM-сон. Но в медленном сне есть несколько стадий, и N1 — одна из них. Это ещё даже не совсем сон: N1 выглядит как промежуточное состояние между сном и бодрствованием, волны мозга перестраиваются в сонное состояние, но человеку кажется, что он ещё не спит. После стадии N1 начинаются другие, более глубокие стадии медленного сна.
Есть исследования, которые говорят, что вдохновение приходит как раз на стадии N1. Полтора года назад мы писали об эксперименте, в котором человеку нужно было решить некую математическую задачу, и лучше всего её было решать, задремав, то есть погрузившись в предсон N1. Причём важно было не уйти в более глубокий сон, иначе мозг забывал, до чего додумался. Тогда мы говорили, что было бы хорошо, если бы появился какой-нибудь аппарат, настроенный так, чтобы будить нас спустя несколько секунд или минут после того, как мы задремали — с таким аппаратом мы могли бы по желанию будить в себе творческие силы.
И вот сейчас в Scientific Reports вышла статья как раз про такой аппарат, сконструированный сотрудниками Массачусетского технологического института. Аппарат надевается на руку, подобно перчатке: его датчики следят за кровяным давлением и мышечным тонусом. Данные отправляются в компьютер, который по этой информации определяет, задремал ли человек или ещё нет. Как только человек задремал — то есть как только началась фаза N1, — компьютер сообщает ему, чтобы он подумал о чём-нибудь; в эксперименте дремлющему говорили подумать о деревьях. N1 — стадия между сном и явью, так что мы ещё можем уловить сознанием какие-то сигналы извне. Крепко заснуть участникам эксперимента не давали, из стадии N1 их вытаскивал всё тот же компьютер, который предлагал рассказать, что им только что привиделось. Затем всё повторялось: стадия N1, фраза про деревья, пробуждение и рассказ об увиденном в полусне. Проснувшиеся рассказывали про деревья разное: у кого-то руки во сне были сделаны из дерева, кто-то привиделся сам себе огромным великаном, который ел деревья руками, и т. д. В эксперименте участвовало полсотни человек, и многие были удивлены тому, что им привиделось в фазе N1 — они всегда считали себя довольно простыми и приземлёнными людьми, и даже думать не могли, что им могут прийти в голову подобные образы.
Но пересказом снов дело не ограничилось. Потом нужно было, уже будучи вполне бодрствующим, написать, как можно использовать деревья, что вообще можно сделать с ними, и написать какую-нибудь историю про деревья. Писать можно было, что угодно, так что деревья у кого-то были материалом для музыкальных инструментов, а у кого-то — зубочистками для великанов. Написанное оценивали по оригинальности, эмоциональности, чувству юмора и т. д.; и ещё дополнительно использовали алгоритм, который измерял семантическую дистанцию между словами (например, между «деревом» и «листвой» семантическая дистанция невелика, зато она велика между «деревом» и «зубной щёткой»). Понятно, что все эти параметры были нужны для того, чтобы оценить творческие способности пишущего.
Тут необходимо уточнить, что потенциальные участники эксперимента отвечали на психологические опросники, которые должны были показать, насколько сами они оценивают свои творческие способности. И в конце концов исследователи отобрали полсотни тех, чья самооценка способностей была примерно одинакова. Только часть из них погружалась несколько раз подряд в предсон, причём некоторым в предсне ничего не говорили, они просто дремали. Среди тех, что бодрствовали весь эксперимент, некоторым тоже предлагали подумать о деревьях, другие же думали о своём до тех пор, пока не наставало время написать историю про деревья.
Те, кто погружался в предсон N1 и грезил в предсне о деревьях, в своих текстах были более творческими на 78%, чем тем, кто просто бодрствовал, и на 68%, чем те, кто во время бодрствования думал о тех же деревьях. У тех, кто погружался в предсон без «деревянной» темы, тоже случался всплеск креативности. Но тексты нужно было писать всё-таки о деревьях, так что тех, кто «предспал» без заданной темы, всё равно по оригинальности на 48% обогнали те, кто в предсне думал о деревьях. В целом вывод такой, что вдохновение можно разбудить с помощью специального устройства, причём вдохновение это можно направить на определённую тему.
Конечно, кого-то может смутить сама идея, что «творческость» текста оценивают в процентах. Но, в конце концов, мы же и так говорим про фильмы, книги, подкасты, картины, музыку и Youtube-проекты, что некоторые из них более талантливые, интересные, творческие, а другие — менее; так почему бы не попытаться поточнее оценить это самое «более» и «менее»? В то же время всё-таки нельзя не признать, что о создании музыкальных инструментов можно написать блестящий, парадоксальный, остроумный текст, а вот история про великана и деревья-зубочистки может оказаться банальной и унылой. Впрочем, надо думать, что фаза сна под названием N1 помогает в любом творчестве, как его не измеряй. Главное — вовремя проснуться.