№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Прощальный подарок римского легионера?

Золотой перстень с портретом Нерона, который мог быть только дипломатическим даром или наградой за воинскую службу, обнаружили в женском погребении в Керчи.

Золотой перстень с изображением Нерона, который нашли в античном женском погребении   в Керчи (Республика Крым), мог быть прощальным подарком римского легионера. Так находку интерпретировал Виктор Зинько из Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь), свои соображения он опубликовал в сборнике «Полевой дневник. Восточная Европа в античное время и Средние века».

 Портрет Нерона на пантикапейском перстне. Фото: В.Н. Зинько
Находки из погребения: 1 – золотой перстень, 2 –фрагмент золотого погребального венка (трилистник), 3, 4 – гагатовые бусы, 5 – золотое плетение, 6, 7, 8 – пастовые бусы, 9 – бронзовый гвоздь, 10 – бронзовая пряжка, 11 – краснолаковая столовая амфора. Фото: В.Н. Зинько.
Вид на перекрытие могилы. Фото: О.В. Шаров. Публикация: В.Н. Зинько.

Боспорское царство – античное государство, одно из крупнейших и сильнейших на северном берегу Чёрного моря. Это царство просуществовало более тысячи лет, под его контролем в период расцвета находились Керченский полуостров и Таманский, устье Дона и соседние территории. Боспор оказался под римским влиянием после смерти Митридата VI Евпатора (63 г. до н.э.), боровшегося с Римом несколько десятилетий. Победитель периодически пытается посадить своих ставленников на боспорский престол, представители местной династии добиваются утверждения в Риме. Один из эпизодов этой дипломатической игры закончился римско-боспорской войной 45–49 гг. н.э. Предполагается, что после поражения в этой войне Боспор стал так сильно зависеть от Рима, что превращать его в провинцию не имела смысла.

Перстень, о котором идёт речь, обнаружили на северном склоне горы Митридат в 1990 г. Тогда там проводили спасательные раскопки перед строительством жилого дома и открыли участок некрополя Пантикапея – 32 грунтовых погребения, большинство из которых оказались не ограблены и не разрушены. Перстень нашли в погребении М‑29, оно было перекрыто известняковыми плитами. Погребённая, видимо, лежала на деревянном помосте. Кроме уже упомянутой находки, в могиле нашли множество бусин, золотые плетёные нити от одежды, остатки золотого венка, бронзовая круглая поясная пряжка, краснолаковая столовая амфора, тонкий гвоздь. Костей сохранилось очень мало, пол погребённой восстанавливается только по набору находок. Они датируются концом I – началом II в. н.э.

Перстень нашли в районе её левой кисти. Он полый, сделан из тонкого листового золота. Вставка сделана из сердолика, на нём вырезано изображение мужской головы в профиль. По мнению археолога, изображение несёт портретные черты династии Юлиев-Клавдиев. В волосах – лавровый венок, рот приоткрыт, лицо обрамляют бакенбарды, переходящие в бороду. Судя по аналогиям, изображён император Нерон, а сам перстень датируется 60-ми гг. н.э.

Италийские геммы с портретами правящей династии, который находят на Боспоре, обычно считают свидетельствами политических и дипломатических контактов. Но это могли быть и награды особо отличившимся римским легионерам. В 60-е гг. римские войска прибывают на помощь Херсонесу, который был осаждён поздними скифами, возможно, в это же время какой-то римский военный контингент мог появиться и на Боспоре (этим временем предположительно датируют надгробия легионеров в Пантикапее).

После смерти Нерона его изображения повсеместно уничтожались, из-за чего до наших дней дошли лишь немногие. Но это, скорее всего, не пантикапейский случай – перстень попал в погребение женщины как минимум через 20–30 лет после того, как он был создан. А если её похоронили не в конце I, а в начале II в. до н.э., то значит, украшение хранилось ещё дольше. Автор статьи полагает, что женщина получила его в подарок в молодости. Это мог быть дар римского легионера, который навсегда покидал Боспорское царство. Она или хранила его всю жизнь, или передала потомкам.

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее