Против рассеянного склероза подбирают лекарство
Вещество из змеиного яда можно использовать для восстановления повреждённой миелиновой оболочки на нейронах.
При рассеянном склерозе иммунитет атакует миелиновую оболочку нейронов. Миелиновая оболочка образована вспомогательными (глиальными) клетками нервной системы, которые называются олигодендроциты, и вот их-то иммунные клетки почему-то принимают за опасных чужаков, как это бывает при аутоиммунных расстройствах. Миелиновая изоляция ускоряет нейронные импульсы и изолирует нейроны друг от друга, и когда миелин исчезает, нервные клетки не могут работать, как прежде. В особо тяжёлых случаях стремительно ухудшается зрение, ноги и руки слабеют, могут начаться проблемы с дыханием и т. д.
Когда говорят о лекарствах против рассеянного склероза, обычно имеют в виду нечто, что может затормозить аутоиммунную реакцию. Но ведь испорченный миелин тоже хорошо бы восстановить. Зрелые олигодендроциты получаются из клеток-предшественников, которые обычно пребывают в дремлющем состоянии. В случае каких-то повреждений нервной ткани они просыпаются, превращаются в олигодендроциты и начинают оборачивать нейронные отростки в миелин. При рассеянном склерозе эти клетки-предшественники собираются в тех местах, где в миелиновой оболочке появились дефекты, но дальше почему-то ничего не предпринимают.
Несколько лет назад сотрудники Калифорнийского университета в Сан-Франциско начали систематически искать соединения, которые могли бы простимулировать восстановление миелиновой оболочки, и эти поиски привели их к известному лекарству клемастину, или тавегилу. Его прописывают как противоаллергенное и успокоительное средство, но оказалось, что оно способно подталкивать предшественников олигодендроцитов к дальнейшей активности. Однако в клинических испытаниях с больными рассеянным склерозом тавегил показал умеренную эффективность; кроме того, он действует и на другие клеточные процессы.
Эксперименты с животными и человеческими клетками показали, что миелиновосстанавливающее действие тавегила связано с тем, что он блокирует один из мускариновых рецепторов. Их есть несколько типов, они реагируют на нейромедиатор ацетилхолин, и связаны они с разнообразными внутриклеточными сигналами. Благодаря тавегилу удалось узнать, что для восстановления миелина нужно отключить на олигодендроцитах мускариновый рецептор M1R. Но сам тавегил действует и на другие рецепторы тоже, так что теперь надо было подобрать вещество, связывающееся только с M1R.
В недавней статье в PNAS исследователи описывают как раз такое вещество – им оказался небольшой пептид MT7 из яда зелёной мамбы. На основе MT7 сделали молекулу, способную проникать в мозг; её испытали на клеточных культурах и на мышах с рассеянным склерозом. Лекарственная молекула блокировала рецептор M1R намного сильнее, чем тавегил, и, что самое главное, это стимулировало восстановление миелиновой обмотки на нейронах.
Новое соединение начали проверять в клинических исследованиях – пока что можно сказать, что для людей оно безопасно, что до медицинской эффективности, то эти результаты ожидаются в ближайшее время. Стоит добавить, что лекарственные молекулы не единственное средство, которым стараются залечить последствия рассеянного склероза: в прошлом году мы писали, что с такой же целью пытаются использовать стволовые клетки.