Еда на глаз
Выбирая еду по фото, нужно меньше смотреть на соседние картинки.
В кафе и ресторанах названия блюд часто сопровождают фотографии этих блюд. Хотя мы можем прочесть, из чего они сделаны и сколько в них калорий, нередко наш выбор опирается только на фото – особенно, если оно очень красивое или наоборот, очень некрасивое. То же самое касается доставки еды на дом: мы смотрим на экран смартфона или ещё какого гаджета, и думаем о том, что вот это выглядит слишком жирным, а вот то – слишком жареным, ну и так далее.
Естественно, такие фото стараются делать и показывать так, чтобы они всем нравились, и еда на картинке, скажем так, не всегда совпадает с тем, что появилось на столе. Кроме того, есть психологический феномен, который заставляет нас переносить оценки одной еды на другую еду. Феномен связан не только с пищей, он имеет место, когда нам приходится оценивать подряд несколько однородных объектов. Допустим, нам что-то понравилось, и эта положительная оценка отчасти влияет на то, как мы оценим следующий объект из той же серии – даже если он выглядит неважно по сравнению с первым, мы оценим его выше, чем он того стоит. То же самое происходит и с отрицательными оценками, и вообще с разными: перекосы случаются и тогда, когда человека просят оценить численности объектов, ориентацию в пространстве, преимущественное направление движения и пр.
Что до фото еды, то о них пишут в Current Biology сотрудники Сиднейского университета. В их экспериментах участвовало более 600 человек, которым показывали полторы сотни картинок с разной едой, от груши до куска пиццы, от фруктового салата до гамбургера. Серия фото повторялась несколько раз, и картинки каждый раз шли в случайном порядке. Оценить нужно было, насколько еда на фото калорийна, и отдельно – насколько она тебя привлекает. И калорийность, и привлекательность еды на конкретном фото зависели от того, каким показалось предыдущее фото. Речь в данном случае не о том, насколько человек угадывает истинную привлекательность еды (что бы это ни значило) или истинную калорийность, а о том, что оценки меняются в зависимости от того, что он увидел несколько секунд назад. И поскольку фото было много, и оценивали их подряд, то влияли они друг на друга не попарно, а через всю серию. (Было бы интересно узнать, происходит ли то же самое с готовой едой и вообще с пищевыми продуктами, которые мы выбираем вживую в магазине или, скажем, на рынке.)
Новые данные заставляют задуматься о том, как с нейробиологической точки зрения связаны нейронные центры, обрабатывающие зрительную информацию, и другие центры, которые занимаются сложными когнитивными вещами, в том числе оценками и суждениями. Возможно, что психологи с нейробиологами в дальнейших исследованиях смогли бы создать здесь какие-нибудь эффективные методы лечения пищевых расстройств, вроде булимии, навязчивого переедания и пр. И, естественно, нельзя не признать, что рестораторы, специалисты по рекламе и вообще все, кто связан с рынком еды, тоже могут извлечь из этих результатов что-то своё.