Тактику палеолитических охотников проверили с помощью подъёмника
При охоте с высоты (например, с края ущелья) «обычные» копья оказались эффективнее, чем дротики, запущенные копьеметалкой.
Чем выше по отношению к цели находился охотник, тем эффективнее было метательное копьё, а вот эффективность копьеметалки заметно уменьшалась. К такому выводу пришла группа исследователей, которая экспериментальным путём проверяла тактику палеолитических охотников. Результаты эксперимента они опубликовали в Journal of Archaeological Science: Reports.
Цель эксперимента – изучить, как рельеф влиял на эффективность охоты и выбор оружия в палеолите. Поводом к нему стали давно замеченная особенность стоянок палеолитических охотников – они часто селились в местностях с «выраженным» рельефом: рядом с крутыми обрывами, промоинами, ущельями и лощинами. Предполагается, что такой рельеф был удобнее для охоты.В качестве примеров они приводят стоянки Солютре во Франции и Фолсом в Нью-Мексико (юг США). Считается, что охотники Солютре загоняли стада мигрирующих лошадей в тупиковое ущелье, и уже там, в замкнутом пространстве, убивали их. Похожую тактику использовали палеолитические охотники Фолсома для загона бизонов.
При такой тактике можно было метать копья и дротики в животных с высоты, что теоретически упрощало охоту, а также защищало охотников от копыт и рогов. Но насколько такая охота была эффективнее? Это и решили проверить авторы нового исследования.
Для этого они оценивали скорость и кинетическую энергию удара двух видов оружия: копья и длинного дротика, запущенного копьеметалкой. Два исследователя – Нам Ким (Nam Kim) и Метин И. Эрен (Metin I. Eren) – метали копья и дротики с разной высоты: с уровня земли, с трёх, шести и девяти метров. Цель находилась на земле, для изменения высоты использовали ножничный подъёмник.Ким и Эрен метали тренировочные копья фирмы Turbojav длиной 182 сантиметра и весом 800 грамм, а также дротики длиной 213 сантиметров и весом 200 грамм с копьеметалкой типа Basketmaker (то есть тех, что находили на памятниках археологической культуры «корзинщиков» на юго-западе Северной Америки). Оба экспериментатора метали оба вида оружия по десять раз с каждой высоты. Всего, таким образом, они сделали 160 метаний. Другие исследователи с помощью высокоскоростной камеры (четыре тысячи кадров в секунду) записывали последние 80 сантиметров полёта. Так измеряли скорость оружия, а по ней вычисляли кинетическую энергию удара.
Выяснилось, что у копья оба показателя увеличиваются с ростом высоты. У Эрена скорость выросла с 11.46 м/с (метание на уровне земли) до 16.20 м/с (с 9 метров), то есть на 41.4%. У Кима – с 12.55 до 16.79 м/с (33.8%). Кинетическая энергия удара выросла вдвое у Эрена и на 78.7% – у Кима.
Неожиданным для исследователей стало снижение эффективности компьеметалки и дротика: и скорость, и кинетическая энергия удара уменьшались с увеличением высоты. Возможно, это связано с механическими ограничениями и стабильностью снарядов: запуск дротиков вниз снижает эффект рычага, так как дротик в начале метания зафиксирован непрочно. При этом при использовании копьеметалки с уровня земли дротик летел быстрее «отдельного» метательного копья.
Таким образом, для охоты в ущельях лучше было использовать копье, а не «более продвинутую» копьеметалку, а для охоты на отрытых равнинах – как раз её. Это может объяснить, почему некоторые сообщества палеолитических людей не использовали копьеметалку (и почему их нет или мало среди находок на стоянках в местности с «выраженным» рельефом)