№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

На древних фигурках из Египта нашли следы обучения

О том, как оно проходило, рассказывают отпечатки пальцев на терракотах VII–II веков до н.э. из Гераклеона.

В изготовлении греческих и египетских терракотовых статуэток из города Гераклеон в устье Нила участвовали не только мужчины, как считалось ранее, но и женщины, подростки и дети. Не исключено, что это ремесло было семейным, считает аспирантка Оксфордского университета Леони Хофф (Leonie Hoff). К такому выводу она пришла, изучая отпечатки пальцев на фигурках, её статья вышла в Oxford Journal of Archaeology

Одна из статуэток. На её задней поверхности видны отпечатки пальцев (справа). Фото: Franck Goddio / Hilti Foundation / Oxford Journal of Archaeology. 
Силиконовый оттиск отпечатков пальцев, оставленных на внутренней поверхности одной из статуэток. Фото: Franck Goddio / Hilti Foundation / Oxford Journal of Archaeology.

Город Гераклеон (другое название – Тонис) основали в VIII веке до н.э. В Саисский и Птолемеевский периоды это был крупный порт для торговли с другими странами, в нём жило множество греческих торговцев и ремесленников. После основания Александрии (331 г. до н.э.) значение Гераклеона стало постепенно падать. С конца II в. до н.э. город начал погружаться под воду, но жизнь в нём продолжалась еще довольно долго. Потом город был забыт, его затопленные остатки были обнаружены только в 1990-х годах, и с тех пор их периодически исследуют.

Из этих раскопок происходят 60 терракотовых статуэток VII–II веков до н.э., на девяти из них сохранились отпечатки пальцев. Они остались из-за особенностей изготовления: слой влажной глины оттискивали в формах, а получившиеся половинки соединяли, в результате отпечатки могли оставаться на внутренней поверхности фигурки и в месте «стыка».

Автор статьи – аспирантка Оксфордского университета Леони Хофф (Leonie Hoff) – фотографировала отпечатки на терракотах, используя методику RTI (Reflectance Transformation Imaging). В этом случае камеру и объект съёмки закрепляют, но меняют освещение – источник света перемещается вокруг находки, описывая полусферу с постоянным радиусом. Затем снимки сводятся в одно изображение, которое позволяет подробно исследовать поверхность предмета, в том числе, проводить точные измерения. Если отпечаток «заходил» внутрь статуэтки, делались его слепки, которые фотографировались таким же образом. Снимки позволили измерить плотность и ширину эпидермальных гребней (папиллярных линий), а по ним определить пол и возраст: у женщин эти гребни расположены плотнее, а у детей они тоньше.

Судя по отпечаткам, в изготовлении девяти терракот из Гераклеона участвовали 14 людей: мужчин и женщин, подростков и детей. Интересно, как расположены отпечатки, в каких сочетаниях и на каких именно терракотах. Некоторые статуэтки достоверно сделаны в Египте, что понятно по глине и (или) изображению; другие относятся к группе «греческих», среди них точно есть импортные, но какие-то могли быть сделаны и местными мастерами-коропластами. Мужчин и женщин среди них было примерно одинаковое количество, но на «египетских» отпечатки женских пальцев встречаются чаще. Расположение «взрослых» отпечатков на фигурке не зависит от пола, при этом взрослые женщины и мужчины никогда не работали совместно над одной и той же статуэткой из гераклеонской выборки. Вероятно, женщины обладали достаточным опытом, чтобы самостоятельно изготавливать терракоты.

Это особенно заметно, если посмотреть на следы детских пальцев. Они встречаются только со «взрослыми» отпечатками и только на внутренней стороне фигурок. Скорее всего, детям поручали более простые операции – вдавливание глины в формы, а извлечение оттисков из формы, их соединение и доработка, как более ответственные операции, брали на себя взрослые. Наставниками могли быть и женщины, и мужчины. К сожалению, пол детей установить по отпечаткам не удалось, так что неясно, учились ли мальчики у только у мужчин, а девочки – только у женщин. Зато выяснилось, что разница в возрасте между «египетскими» учениками и наставниками была небольшой: не исключено, что «учителями» были подростки, старшие братья или сёстры. Мастера, оставившие следы на «греческих» терракотах, были заметно старше своих подмастерьев.

Не исключено, что разные подходы к обучению и разная роль женщин, – следы разных ремесленных традиций. То, что статуэтки делали и взрослые, и дети, независимо от пола, может говорить о семейном характере ремесла. Впрочем, как отмечает и сам автор, размер выборки очень небольшой. Очевиден и значительный хронологический разброс находок. Так что исследование пока ставит гораздо больше вопросов, чем даёт ответов.

По материалам Phys.org и Oxford Journal of Archaeology



Автор: Егор Антонов (ИВИ РАН)


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее