Глиняный кораблик из боспорского Парфения оказался военным эйкосором
В Северном Причерноморье подобных находок – глиняных моделей кораблей – ещё не было.
Глиняная модель корабля, которую в 2020 году нашли в боспорском городе Парфений, скорее всего, изображала эйкосор – 20-вёсельный военный корабль. Об этом говорится в статье, которая опубликована в журнале «Археологические вести». https://elibrary.ru/item.asp?id=77862699
Парфений был основан греками во второй половине VI в. до н.э. и существовал до середины II в. н.э. Площадь городка сравнительно небольшая – около 3,5 га. Он входил в состав Боспорского царства. Сейчас город находится на северной окраине Керчи (Крым). Парфений известен с 1920-х годов, но исследовали его только эпизодически. В 2020-м на городище проводила небольшие раскопки экспедиция Института истории материальной культуры РАН (ИИМК). Исследования были охранными – перед строительством водовода.
Модель корабля нашли вне каких-то античных построек, но она лежала в одном слое с находками II в. до н.э. Фигурка довольно примитивная, сравнительно небольшая – 5,2 × 1,8 см. Она не особенно детальная, но на ней можно рассмотреть таран и штевни (толстые вертикальные брусья, которые составляли основание кормы или носа корабля).
В Северном Причерноморье других похожих находок нет. По наиболее позднему каталогу-сводке, всего известно около 40 моделей эллинистических кораблей, но среди них не только глиняные – и каменные, и деревянные, и сосуды. Больше всего на кораблик из Парфения похожа модель, которая хранится в колледже Корпус-Кристи (Кембридж). Но там модель детальнее и, скорее всего, изображает пентеру.
Боковая проекция модели из Парфения напоминает профиль небольшого судна, которое нашли в озере Кинерет (Галилейское море). Оно датируется I в. до н. э. – I в. н. э. и имело размеры 8,2 × 2,3 м. Соотношение длины и ширины у этого корабля, таким образом, 3,5:1. Считается, что именно этот параметр – ключевой для атрибуции судна. У парфенийского «кораблика» это соотношение меньше – 2,8 м; это близко к кинеретскому кораблю, но сильно отличается от пропорций триер, известных по находкам. Боспорская модель похожа и на небольшие римские корабли, затонувшие в реке Блаутлах (Германия) в I–II веков н.э. Так что боспорская модель, скорее всего, изображала небольшой военный корабль, эйкосор. В таких кораблях было 20 вёсел – по десять с каждой стороны.
Похожие модели могли быть игрушками или вотивными подношениями (даром богам), они встречаются среди погребального инвентаря. Но парфенийский «кораблик» нашли на поселении, что исключает последнюю версию. Он вряд ли был и игрушкой – на нём совсем нет следов использования, и кораблик логичнее было сделать из дерева, а не из глины. Так что авторы статьи склоняются к мнению, что это был вотивный предмет.
Среди всех подобных находок моделей военных кораблей примерно в десять раз больше, чем торговых. Видимо, это связано с тем, что большая часть из них – именно вотивные приношения: их делали, чтобы обеспечить удачу в бою или плавании, а может быть, и в качестве благодарности за спасение. Интересно, что Аполлодор Афинский рассказывает: когда царь Кипра Кинир пообещал отправить Менелаю и Одиссею 50 кораблей для участия в Троянской войне, он отправил только один, а остальные вылепил из глины. Возможно, этот рассказ – не только свидетельство хитрости царя, но и отражение практики вотивных подношений.