№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Тавры похоронили двух человек и собак в зерновой яме

Исследователи считают, что эти погребения могут быть следами ритуала, связанного с культом плодородия.

На кизил-кобинском поселении Сарандинакино-2 (Севастополь) обнаружили зерновую яму, в которой находились скелеты двух человек и двух собак. Раскопки на поселении проводились ещё в 1993 году, но только сейчас яма и погребения в ней были подробно описаны – в журнале «Археологические вести».

Разрез ямы: «П» – погребения людей; 1, 2 – погребения «нижней» собаки; 3 – керамика, «к» – камни; а – костные останки; б – прослойки органического тлена. Чертёж (здесь и далее): Сарапулкина Т.В. и др. // Археологические вести. 
План ямы: «П» – погребения людей; «2» – погребение «нижней» собаки; 3 – керамика, «к.» – камни.

Кизил-кобинская культура существовала в конце бронзового и в раннем железном веке – с IX до III в. до н.э. Её носители жили в горном Крыму и в его предгорьях. В основном, они занимались земледелием и отгонным скотоводством. Большинство исследователей (и авторы новой статьи) соотносят «кизил-кобинцев» с таврами https://old.bigenc.ru/world_history/text/4178263 письменных источников. Геродот и Страбон писали, что главное занятие тавров – война и пиратство, а пленников они приносили в жертву богине Деве. Ближе всего к таврам жили греки из Херсонеса Таврического. Считается, что во второй половине IV в. до н.э. они вытеснили «варваров» с Гераклейского полуострова, который после этого размежевали – разделили на участки для сельскохозяйственных нужд.

Поселение Сарандинакино-2 находилось в верховьях одноимённой балки, между пятым и шестым километрами Балаклавского шоссе. В 1992–1993 годах его исследовала Севастопольская экспедиция Херсонесского музея под руководством Олега Савели. Работы были связаны со строительством – на поселении вырыли котлованы под фундаменты домов и в разрезе археологи обнаружили несколько ям. В одной из них, частично повреждённой котлованом, и оказались погребения людей и собак.

Яма была грушевидной формы, но, видимо, ещё в древности её верх обвалился – на дне оказалась каменная крышка и камни из обкладки её горла. Поверх слоя обрушения, примерно в 40-50 сантиметрах от дна, лежали скелеты мужчины, женщины и собаки.

Мужчину (погребение 2) положили в южной части ямы, на спину, в слабоизогнутом положении, головой на восток. Его левую руку согнули в локте, а кисть уложили на грудь. Женщина (погребение 3) лежала рядом с мужчиной, к северо-западу от него. Её положили на левый бок, головой в ту же сторону, что и мужчину, лица обоих были повёрнуты на юг. Правая кисть женщины была придвинута к лицу, а левую поместили под головой. В области её таза находились частицы охристой глины. Мужчине, судя по костям, было около 25 лет, женщине – примерно 20.

К востоку от мужского черепа и частично под ним лежал скелет собаки (погребение 4). Ещё один скелет собаки (погребение 1) обнаружили выше – примерно в 45 сантиметрах от нижней, но тоже в южной части ямы. Обоих собак похоронили головой на восток (как и людей). Под черепом «верхнего» животного лежал фрагмент лепного сосуда.

Исследователи не уверены, что верхнее погребение собаки было совершено в одно время с нижними, но все три нижних скелета лежат на одном уровне, а значит, синхронны. Примечательно, что люди, погребённые в яме, молодые, а значит, их смерть вряд ли была естественной. Исследователи не исключают, что она могла быть насильственной или ритуальной. Во всяком случае, люди и «нижняя» собака погибли, скорее всего, одновременно или почти одновременно.

Из других находок в яме отмечают фрагменты лепных сосудов, в том числе орнаментированные, кремневый отщеп, створку устрицы, а также отдельные кости мелкого рогатого скота, свиньи, кур и древесные угольки. По материалам этой и соседней ямы поселение датировали началом IV в. до н.э. Позже оно было перекрыто сооружениями херсонесского земельного надела.

Погребениям из Сарандинакино-2 нет точных аналогий в Крыму. Совместные захоронения людей и собак есть в мавзолее Неаполя Скифского, на некоторых позднескифских некрополях и на Боспоре. Но все они более поздние и одиночные, либо представляли собой целые и разрозненные останки нескольких индивидов, которые лежали на разных уровнях. Последнее часто объясняют санитарным захоронением – когда трупы людей и животных просто сбрасывали в ямы. Но на Сарандинакино-2 скелеты полные, как минимум три захоронения (включая собаку) – одновременные. А кусочек охристой глины рядом со скелетом женщины, а также положение костяков намекают на погребальный обряд.

Захоронения собак часто расценивают как ритуальные. Этих животных во многих культурах, видимо, связывали и с загробным миром, с культом плодородия. Они и после смерти могли охранять людей, но могли и «обезвреживать» покойников. Авторы статьи предполагают, что и людей и животных могли похоронить в яме в ходе какого-то ритуала, не исключено, что это погребально-жертвенный комплекс. Возможно, ритуал был как-то связан с окончанием использования зерновой ямы.

Автор: Егор Антонов (ИВИ РАН)


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее