В китовых песнях нашли сходство с языком
Определённые статистические закономерности в языке помогают его учить – возможно, то же самое можно сказать и про песни китов.
В любом языке есть слова более употребимые – те, которые часто встречаются в устной и письменной речи – и менее употребимые. Частотность слов во всех языках описывается статистическим законом Ципфа: самое частое слово используется примерно в два раза чаще, чем то, которое стоит на втором месте, а оно, в свою очередь, используется в три раза чаще, чем «слово номер три», и т. д. Когда мы слышим слово, мы воспринимаем устойчивую последовательность звуков, и, например, в слове «апельсин» мы легко предугадываем «-син», который должен идти вслед за «апель-». При этом слова, сохраняя внутреннюю структуру, могут сочетаться в самых разных комбинациях: апельсин может быть круглый, квадратный, оранжевый, серо-буро-малиновый, лёгкий, воздушный, ледяной, злой, добрый и т. п. Речь в данном случае не о настоящем фрукте, каков он в природе, а о комбинациях слов: ничто не запрещает говорить нам ни о круглом апельсине, ни о квадратном.
Мозг использует статистические свойства языка, когда он его учит: ещё в 90-е годы прошлого века удалось показать, что предсказуемость слов внутри самих себя и относительная непредсказуемость их комбинаций друг с другом помогает маленьким детям вычленять слова в потоке речи. Устная речь ведь непрерывна, и для тех, кто пытается учить иностранный язык с нуля, одна из главных проблем состоит в том, чтобы понять, где заканчивается одно слово и начинается другое. Младенцы находятся в таком же затруднении – языка родителей и вообще всех людей вокруг они не знают. Вот тут приходят на помощь вероятностные закономерности: есть последовательности звуков более предсказуемые, и менее предсказуемые; более предсказуемые чаще соответствуют какому-то отдельному слову.
На днях в Science вышла статья, в которой говорится, что похожие закономерности есть в песнях горбатых китов. Авторы работы анализировали устройство китовых песен, которые записывали в течение восьми лет. Оказалось, что в них есть звуковые фрагменты с более предсказуемой последовательностью звуков, сами же фрагменты монтируются друг с другом достаточно свободно – то есть отчасти их можно уподобить словам. Более того, эти «слова» подчиняются вышеупомянутому закону Ципфа: если расставить звуковые кусочки китовых песен от самого частого к самому редкому, то частотность конкретного кусочка в таком списке окажется приблизительно обратно пропорциональной его порядковому номеру.
Горбатые киты поют, общаясь друг с другом, хотя до сих пор не вполне ясно, что именно они сообщают друг другу. Сами исследователи предостерегают против того, чтобы уподоблять их человеческому языку. Пока что никто не знает, действительно ли китовые звуки что-то обозначают и выражают; одних лишь языковых статистических закономерностей мало, чтобы считать их языком. Тем не менее, эти песни о чём-то сообщают, и чтобы уметь хорошо сообщать, кит должен их хорошо выучить. Устойчивость некоторых звуковых сочетаний, их статистическая употребимость, скорее всего, облегчают китам обучение – так же, как это происходит у младенцев, осваивающих язык. Известно, что киты учатся друг у друга, хотя выучиваемые песни могут ощутимо меняться.
Кроме протяжных, низкочастотных песен горбатых, синих и других усатых китов, есть высочастотные щелчки и посвисты зубатых китов – косаток, кашалотов, дельфинов. Их тоже активно изучают, и было бы интересно проверить их на предмет языковых статистических свойств. (Тут нужно уточнить, что зубатые киты свистят и щёлкают не только ради общения – свой голос они используют в эхолокации, то есть для поиска добычи и ориентации на местности.)
Наконец, есть ещё птицы, певчие и непевчие. В их песнях тоже есть разнообразные структуры, и несколько лет назад мы писали о статистических закономерностях в воплях очковых пингвинов. У них тоже нашли закон Ципфа, но только другой, который говорит о том, что слова, которые используются чаще других, короче остальных – и в пингвиньих криках самые короткие звуки действительно встречаются чаще прочих.