В Прикамье пересчитали бусы из египетского фаянса рубежа и первых веков нашей эры
Больше 500 бус, которые повторяют древнеегипетские амулеты, нашли в 11 могильниках пьяноборской культуры.
В могильниках пьяноборской культуры (Прикамье), по новым подсчётам, обнаружено более 500 бусин из египетского фаянса. Обобщению и систематизации этих находок посвящена статья, которая опубликована в недавнем выпуске журнала «Археология евразийских степей». (Первый автор статьи – Рузиль Саттаров из Казанского (Приволжского) федерального университета).
Пьяноборская археологическая культура существовала со II в. до н.э. до III века н.э. в Прикамье – между нижним течением реки Вятки и средним течением реки Белой. Несмотря на то, что культура известна около 150 лет, многие вопросы её истории остаются неизученными. «Пьяноборцы» жили в мысовых укреплённых и неукреплённых поселениях, строили срубные жилища, которые немного углублялись в грунт. Основное занятие носителей культуры – скотоводство. Поселения «пьяноборцев» очень бедны инвентарём, поэтому культура описана, в основном, по материалам могильников. Это обширные грунтовые (то есть бескурганные) некрополи, на которых хоронили по обряду трупоположения, в прямоугольных ямах, иногда в деревянных «гробах».
Всего известно около 45 пьяноборских могильников (включая отдельные погребения). Бусы египетского фаянса обнаружили в 11 некрополях, в 90 погребениях, а также в сборах и случайных находок (на поселениях таких бус не находили). Авторы новой статьи учли 572 экземпляра, но не исключают, что их может быть несколько больше.
Название «египетский фаянс» условно. Фактически это глазурь (а не стекло) на мягкой каменной основе, голубого, бирюзового, зеленоватого или сероватого оттенка. Одна из причин, по которой такой фаянс называют «египетским», – форма предметов, часть из них является или повторяет амулеты, которые связаны с древнеегипетским пантеоном. Большинство таких бусин имеют рубленую, или округло-ребристую форму, но есть и фигурные пронизи. Именно последние, как правило, наиболее заметны в музейных коллекциях.
«Набор» форм в пьяноборских могильниках несколько отличается. Так, в двух некрополях совсем нет фигурных пронизей, а во всём Прикамье не встречаются редкие цвета – красный, белый, коричневый, – которые попадаются, например, в Причерноморье. У «пьяноборцев» «египетские» бусы входили в состав ожерелья и (или) нагрудника, а у населения Причерноморья сарматского времени они часто использовались для обшивки подола или рукавов.
В пьяноборских могильниках большинство «египетских» бус встречаются в погребениях взрослых. Из фигурных форм почти одинаково часто встречаются предметы в форме жука, амфоры, льва и бинокля. Но если посмотреть их встречаемость в погребениях, то картина будет несколько другой – в большинстве фаянсовые бусины попадаются только по одной в погребении, но есть исключения: несколько однотипных украшений в одном погребении, а в пяти погребениях есть бусы разных форм. Одно сочетание форм, видимо, было устойчивым – часто в одном наборе встречаются «жук» и «лев». Другая пара – бусины в виде гениталий и амфоры. Между собой эти наборы не пересекаются.
Один из могильников – Сасыкульский – выделяется и количеством, и ассортиментом египетского фаянса. При этом в соседних могильниках таких находок нет. Интересно, что нет их и в могильниках сарматской культуры Волго-Уралья, которые использовались в то же время, что и пьяноборские.
«Пьяноборцы» вряд ли использовали «египетские» бусы как амулеты. По мнению авторов статей, они не всегда понимали, что именно эти «амулеты» изображают («лев», «амфора», «алтарь» и т.п.). Большинство фигурных бус и пронизок датируются второй половиной I века до н.э. – II веком н.э., причём особая их концентрация – в могилах I века н.э. Мелкие геометрические бусы встречаются несколько позже – в комплексах конца II – первой половины III веков н.э. Египетский фаянс трактуют как одно из свидетельств активных контактов «пьяноборцев» с другими культурами.