Легендарная яхта вернулась из Антарктиды
После двухлетней антарктической одиссеи яхта "Апостол Андрей" станет музейным экспонатом.
Свой вклад в Международный полярный год внесла российская яхта "Апостол Андрей", обошедшая вокруг Антарктиды. Впервые в истории мореплавания парусное судно усиленного ледового класса опустилось южнее 60-ой параллели, установив рекорд прохождения парусных яхт на юг до 71-й градуса южной широты.
Яхта прибыла в Санкт-Петербург после завершения 112-суточного плавания вокруг ледового материка. "За 112 суток мы посетили пять полярных станций – России (станция Беллинсгаузен на острове Ватерлоо), а также прибрежные антарктические форпосты Франции, Великобритании, Украины и Польши", - сообщил на пресс-конференции член Русского географического общества РАН, руководитель морских программ московского клуба "Приключение", капитан российской океанской яхты Николай Литау.
На каждой станции моряков ожидал теплый прием. Полярники снабжали прогнозами ледовой обстановки в Южном океане, оперативными метеосводками, пополняли судовые запасы продовольствия и топлива.
Николай Литау назвал символичным плавание "Апостола Андрея" ровно 185 лет спустя после того, как на поиск "льдинного материка", как именовали тогда Антарктиду, на шлюпах "Восток" и "Мирный" отправилась экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которая открыла этот материк в 1820 году. "Вместе с тем минуло 50 лет с начала системного научного освоения Антарктиды под флагом нашей Родины", – добавил он.
Николай Литау рассказал, что в 700 милях от ледового материка яхта потеряла управление: сломался руль. Экипажу пришлось срочно менять курс, используя подручные средства, заменяющие перо руля, далее своим ходом пройти 1300 миль до ближайшей земли – Новой Зеландии. В Веллингтоне яхта встала на ремонт, из-за чего антарктическая одиссея заняла вдове больше времени, чем планировали, – в общей сложности два года.
9 августа яхте исполняется десять лет, для судов такого класса – это солидный возраст, к тому же она прошла 100 тысяч морских миль. Поэтому "будущие океанские миссии "Апостола Андрея" весьма проблематичны", отметил Литау. Не исключено, что яхту придется поставить на прикол, сделав музеем.
В1996-1999 гг. экипаж яхты "Апостол Андрей" осуществил под парусом сквозной переход по Северному морскому пути и совершил первое кругосветное путешествие в меридиональном направлении. Королевский крейсерский клуб Великобритании признал плавание "Апостола Андрея" самым выдающимся достижением мирового яхтинга в 1999 году. Капитан Литау был удостоен медали "За искусство мореплавания" (Medal for Seamanship), лауреатами которой в разное время были сэр Френсис Чичестер, сэр Робин Нокс-Джонтсон, Ален Бомбар и другие известные яхтсмены. В январе 2002 года Крейсерский клуб Америки наградил Николая Литау медалью "Голубая вода" (The Blue Water Medal), за первое в мире сквозное плавание на яхте по Северному морскому пути.
Осенью 2001 года был дан старт второй кругосветки - на этот раз вокруг Западного полушария. Маршрут "Апостола Андрея" пролег от Санкт-Петербурга через Атлантику к берегам Антарктиды, а затем через Тихий океан к Аляске, откуда начался переход проливами Канадского Арктического архипелага. Успешно завершив второе плавание "Апостол Андрей" начертил на Земном шаре своеобразный маршрут, получивший название "Восьмёрка Литау". В результате двух экспедиций "Апостол Андрей" первой из российских яхт обошел Северный Ледовитый океан по периметру.